В частности, средства ФНБ можно будет размещать в бумаги российских эмитентов, связанных со строительством Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), а также с модернизацией железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. В соответствии со статьей 96.11 Бюджетного кодекса РФ порядок управления средствами ФНБ (включая приобретение за счет средств фонда ценных бумаг) устанавливает правительство. Применительно к этим проектам такой порядок не был определен, что не позволяло размещать средства ФНБ в ценные бумаги, выпускаемые в целях их финансирования. "Наиболее актуальным было бы распространить действие этого постановления на крупные дальневосточные проекты - развитие портовой инфраструктуры, комплексную реконструкцию коммунальных систем крупных городов, создание объектов гидрогенерации и т.д., - уверен Моисей Фурщик, глава экспертного совета Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам".
В минэкономразвития также считают, что средства ФНБ целесообразно вкладывать в российские инфраструктурные проекты. Об этом заявил глава ведомства Алексей Улюкаев, выступая в Госдуме: "Мы - сторонники того, чтобы увеличивать долю средств ФНБ, которая может быть инвестирована в проекты транспортной, энергетической и прочей инфраструктуры".
Учитывая, что расходование средств ФНБ жестко контролируется государством и любой проект, который претендует на средства ФНБ, подвергается многократной суровой проверке и на экономическую обоснованность, и на потенциальную коррупционность, не стоит ожидать, что список быстро пополнится. Вряд ли любой проект сможет претендовать на деньги фонда, полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент": "Если список проектов и будет расширен, то отбор будет строжайший. Средства получат единичные проекты, которые смогут пройти все проверки, действительно будут отвечать национальным интересам и способны кардинально изменить положение дел в той или иной отрасли или которые будут затрагивать несколько регионов страны. Причем выделяться средства будут, как и сейчас, специальным постановлением правительства".
В ноябре 2013 года президент принял решение, что средства ФНБ могут тратиться на стратегические инфраструктурные проекты. Конкретные решения пока касаются строительства ЦКАД, которую надо успеть построить к чемпионату мира по футболу 2018 года, расширения Транссиба и БАМа, которые в связи с последними событиями и "поворотом на Восток" приобретают первоочередное значение. Постановление правительства поэтому и касается только этих проектов. Но теоретически подобная схема финансирования может быть распространена и на мост через Керченский пролив, так как это вопрос еще более важный, чем та же ЦКАД, считает Егор Двинянин, аналитик АКГ "Градиент Альфа": "Но для этого понадобится еще одно постановление. Других проектов такого уровня и значения в России пока нет. Был еще вариант скоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, но финансировать из ФНБ его, скорее всего, не будут. На средства суверенных фондов и так много претендентов, а этот проект имеет очень сомнительные перспективы по окупаемости".
"Представляется, что в перспективе средства ФНБ могут быть инвестированы не только в глобальные инфраструктурные проекты, но и в менее масштабные проекты, - срок окупаемости по таким проектам, как правило, меньше, а доходность может быть выше. Здесь принципиальным будет вопрос отбора таких проектов, в числе прочих критериев - стратегическая значимость проекта и социально-экономический эффект", - полагает директор BDO в России Анна Иванюк.
Таких уникальных и политически важных федеральных строек, как ЦКАД, БАМ и Транссиб, в России мало. Проекты поменьше финансируются из других источников - средств Инвестиционного фонда РФ и региональных бюджетов, зачастую с применением ГЧП. Эффективность проектов ГЧП определяется так же как всех прочих проектов - сроками осуществления и возврата средств, но здесь добавляется еще одна деталь: нужно учитывать, что если государство может ждать возврата средств достаточно долго, то частный инвестор рассчитывает получить свои средства раньше.
В результате инвестор и выбирает такие проекты, где четко прописаны сроки возврата его средств или же доходность проекта очень большая, поясняет Дмитрий Баранов: "Как правило, проекты, предлагаемые к инвестированию, требуют вложения значительных средств сразу, а их возврат начнется через несколько лет и полностью завершится лишь через два-три десятилетия. Учитывая нестабильность экономической ситуации в нашей стране, возможные политические и административные риски, бизнес не считает возможным так вкладываться. Собственно, тот факт, что ЦКАД, БАМ и Транссиб будут финансироваться из средств Фонда национальной безопасности, как раз и свидетельствует о том, что частные инвесторы не видят для себя возможности вложиться в них".