Новости

22.04.2014 00:45
Рубрика: Экономика

Льготы в чистом поле

Вчера минвостокразвития внесло в правительство проект закона о территориях опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке. Документ предусматривает ряд преференций для бизнеса: льготы по страховым платежам, существенные скидки по арендным ставкам, возможность нанять иностранных рабочих без дополнительной бумажной волокиты и т. п.

- Сколько предусматривается создать таких специальных территорий?

Кирилл Степанов, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока: Первые территории опережающего развития, конечно, будут привязаны к крупным городам, это наиболее конкурентоспособные места. Их расположение и основной экономический профиль мы сейчас активно обсуждаем с заинтересованными потенциальными инвесторами. В перспективе ТОРы появятся во всех субъектах РФ на Дальнем Востоке. Мы уже изучили около 400 перспективных площадок, в результате были отобраны 23 первоочередных. Дальше все будет зависеть от финансирования, прежде всего дополнительной инфраструктуры: где-то надо проложить дорогу, реконструировать железнодорожную ветку, модернизировать и оборудовать порт.

Предположительно границы ТОР будут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч гектаров. Здесь есть такие крупные площадки, как, например, парк поставщиков для Объединенной строительной корпорации в Комсомольске-на-Амуре, который нужен для партнеров корпорации.

В Приморье, например, мы рассмотрели восемь подходящих площадок. Выбрали наиболее подготовленные с точки зрения качества земельных участков, проведения землеустроительных работ, готовности инфраструктуры, логистики и т. д. По нашим расчетам, только в Приморском крае объем внебюджетных инвестиций, которые могут быть привлечены на территориях опережающего развития, более двух триллионов рублей. То есть, вкладывая в проект 1 казенный рубль, мы получаем более 10 рублей частных инвестиций.

- Чем ТОРы будут отличаться от особых экономических зон?

Степанов: Эти отличия мы детально представим в доработках к проекту федерального закона о территориях опережающего социально-экономического развития. Основная идея нашего законопроекта - создать конкурентные условия с аналогичными площадками в странах АТР, в том числе за счет значительных преференций. А именно - минимальное налогообложение, безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры.

По замыслу ТОРы не будут включать в себя действующие поселения. Мы ведем речь о создании новых производств, жилищной и социальной инфраструктуры в чистом поле.

Более того, мы заложили в законопроекте возможность управляющих компаний организовывать социальные услуги: медицинские, образовательные и т. д.

ОЭЗ, как известно, находятся в ведении минэкономразвития, и там вкладывают в эту структуру несколько иной смысл. По этому поводу могу сказать только то, что бренд свободных экономических зон пока не завоевал доверия инвесторов и в целом не достиг целей своего создания.

- Какие льготы, согласно законопроекту, предусмотрены для компаний, которые работают на Дальнем Востоке? Какие еще преференции рассматриваются для желающих вести свой бизнес на территории этого макрорегиона?

Степанов: В законе оговариваются льготы не для всей территории Дальнего Востока, а только для мест "дислокации" территорий опережающего развития. Мы планируем, что там будет действовать особый режим землепользования, льготные ставки арендной платы, льготы по налогам и страховым платежам, особый режим госконтроля и муниципального контроля, льготное подключение объектов инфраструктуры.

Резиденты ТОР полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, не будут платить налог на ввозимые для производственных нужд товары - сырье, материалы, работы, услуги. Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0 процентов, в региональный - всего 5% (в течение десяти налоговых периодов). В дальнейшем не более 10%. Резидентов также освободят от налога на имущество организаций.

Общая налоговая нагрузка на резидентов ТОР составит 12,2%.

Кроме того, там будут применяться таможенные процедуры свободной таможенной зоны, технические и санитарные регламенты наиболее развитых стран.

- Президент поставил задачу, чтобы бизнес на Дальнем Востоке чувствовал себя лучше, чем в Гонконге и Сингапуре. Госпрограмма, стартовавшая с этого года, поможет обогнать эти азиатские государства?

Степанов: Государственная программа развития Дальнего Востока рассчитана до 2025 года и ставит перед собой очень объемные задачи по опережающему социальному и экономическому развитию макрорегиона. Государство планирует создать здесь эффективно действующую транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру. Подчеркну: именно в этом и состоит один из главных приоритетов - снять инфраструктурные ограничения в дальнейшем росте экономики и общества в целом, выровнять условия проживания на Дальнем Востоке с западными регионами страны.

Другое дело, что для этого нам приходится бороться за выделение финансов, и не только на эту программу. В равной степени это касается ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока", которая действует до 2018 года. По решению государственной комиссии по развитию Дальнего Востока (от 2 апреля 2013 года) на эту ФЦП должно выделяться не менее 100 млрд рублей ежегодно, начиная с 2013 по 2017 год. Однако бюджетные расходные обязательства РФ по программе предусмотрены только в размере 212 млрд рублей на все годы реализации.

- Но это капля в море. Будет ли в ближайшее время пересмотрена ФЦП?

Степанов: Конечно. Сегодня в федеральной программе заложены только транспортные объекты, и это неправильно. Поверьте, очень непросто менять такие объемные программы, но мы намерены подготовить новую ФЦП, в которой будут прорывные проекты, вокруг которых начнется деловая активность, возникнут целые кластеры малого и среднего бизнеса, социальная инфраструктура и так далее.

Мы уверены, что программу надо продлить до 2025 года и, соответственно, рассмотреть возможность ее дофинансирования.

Минвостокразвития намерено также существенно увеличить бюджетное финансирование Дальнего Востока в рамках других федеральных программ, где сейчас наблюдаются явные перекосы. В расчете на одного жителя региона недофинансирование составляет практически от 2 до 140 раз. Приведу примеры основных различий по сравнению со среднероссийским уровнем: в такой сфере, как здравоохранение, на одного дальневосточника выделяется в 24 раза меньше; на социальную поддержку - разрыв почти в 10 раз; обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан - в 2,3 раза. Новые полномочия министерства по согласованию гос-программ позволяют нам исправить эту ситуацию. В каждой госпрограмме появится специальный раздел, посвященный Дальнему Востоку.

Если мы установим бюджетное финансирование в равной степени со среднероссийским, то в течение трех лет по программам, где есть недофинансирование, перераспределение средств в пользу Дальнего Востока составит как минимум 335 млрд рублей. А если применить к этой сумме дальневосточный коэффициент, то это будет 435 млрд рублей. Согласитесь, это существенное дополнительное финансирование Дальнего Востока.

между тем

Президент России Владимир Путин поручил правительству создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа во Владивостоке к 15 июня и обеспечить финансирование мероприятий по строительству объектов ее производственной инфраструктуры.

На проекты по развитию российского Дальнего Востока Китайский банк развития намерен выделить 5 млрд долларов. Это стало известно после переговоров министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки с президентом Китайского банка развития Чжэн Чжицзе. Инвестиционные приоритеты программы будут сосредоточены на создании территорий опережающего развития, финансировании инфраструктурных проектов и реализации долгосрочных инвестиционных программ в Дальневосточном регионе России. Кроме того, стороны договорились о регулярных личных контактах и интенсификации двусторонних отношений.

Как отмечают эксперты, для того, чтобы утвержденная в этом году программа по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года заработала, необходимо привлечь не менее 379 млрд рублей частных инвестиций. Если китайская сторона выполнит свои обещания, останется найти еще почти половину инвестиций.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке