Владимир Путин предложил создать новую госструктуру по делам Арктики

Реализацией политики России в Арктике займется новый госорган - создать такую структуру по аналогии с госкомиссией по Дальнему Востоку предложил вчера президент на расширенном заседании Совбеза РФ. Нужно сохранить влияние в регионе, не отставать, а то и опережать партнеров - ведь интерес к этой территории не угасает.

На заседании Совбеза глава государства подчеркнул, что этот регион традиционно "был и остается в сфере наших особых интересов". "Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности", - сказал он. Запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части России - свыше 1,6 трлн тонн, а континентальный шельф содержит около четверти шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Десятилетиями Россия укрепляла здесь свои позиции, и нужно их качественно усилить, указал президент. В 2013 году по Северному морскому пути было перевезено свыше 1,5 млн тонн грузов, строится арктический порт Сабетта, на Ямале создается производство по переработке сжиженного природного газа. Отечественные компании начинают работать на арктическом шельфе - на днях с платформы "Приразломная" была отгружена первая партия нефти. Укрепляется военная инфраструктура, прежде всего за счет восстановления ряда заполярных аэродромов и военной базы на Новосибирских островах. Происходит оптимизация группировок войск и сил ВМФ; усиливается информационное, научное и гуманитарное присутствие.

Но внимание мирового сообщества к Арктике растет. Здесь все чаще пересекаются и сталкиваются интересы приарктических государств, небезразличны к ней и страны, которые находятся далеко от региона. Нужно учитывать динамично меняющуюся обстановку в мире, чреватую новыми рисками и вызовами национальным интересам России. "В этих условиях мы обязаны принять дополнительные меры, чтобы не отставать от партнеров, сохранять российское влияние в регионе, а где-то и опережать наших партнеров", - поставил задачу Путин. Во-первых, следует повысить качество госуправления, выработки решений - для этого создать единый центр ответственности за реализацию арктической политики. При этом нужен "не громоздкий бюрократический орган, а гибкая, оперативно работающая структура", которая поможет лучше координировать деятельность министерств и ведомств, регионов и бизнеса, пояснил президент. "Возможно, целесообразно создать орган, по своему статусу аналогичный государственной комиссии с широкими полномочиями, как в свое время было сделано для Дальнего Востока", - предложил он. Глава государства также поручил правительству предусмотреть с 2017 года полноценное финансирование госпрограммы по социально-экономическому развитию российской арктической зоны.

Еще одна проблема - международно-правовое оформление внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. "Успешный опыт решения таких задач у нас есть", - сказал президент. В марте на сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа Россия заявила о праве на часть Охотского моря. Эксперты доказали бесспорное право нашей страны на этот участок, и пленум Комиссии оформил соответствующие рекомендации. "Точно так же наши эксперты должны действовать и при проведении двусторонних и многосторонних консультаций с правительствами приарктических государств, отстаивать каждый участок континентального шельфа российской части Арктики, морские акватории", - указал Путин.

К 2015 году нужно вывести грузооборот Северного морского пути на уровень 4 млн тонн, поставил еще одну задачу президент. Предстоит ускорить строительство ледоколов, завершить создание современной инфраструктуры навигации, связи, техобслуживания, оказания экстренной помощи. Судовым компаниям должно было выгодно и удобно ходить под российским флагом. И конечно, нужно минимизировать экологические риски при строительстве инфраструктуры, особенно при освоении шельфа, а также сохранить уклад жизни коренных народов Севера.

Российская арктическая зона должна быть безопасной. "Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надежно защищены от террористов и иных потенциальных угроз, - поручил президент. - Мелочей здесь быть не может". Предстоит также повысить надежность охраны арктических рубежей, в том числе за счет усиления морской составляющей пограничной группировки ФСБ. Одновременно следует укреплять военную инфраструктуру. "В частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения", - уточнил Путин.

"Мы будем и дальше вкладывать в Арктику значительные средства, решать задачи, связанные с социально-экономическим развитием арктических регионов, укреплять безопасность. Этого требуют наши национальные интересы", - сказал глава государства.

Между тем

Владимир Путин поручил правительству установить с июня нулевую ставку НДС для авиаперевозок в Крым и обратно. Также он указал обеспечить специальный тариф "Аэрофлота" по маршруту Москва - Симферополь - Москва - максимум 7500 рублей. Кроме того, в ФЦП по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года будут включены мероприятия по развитию аэропортовых комплексов. Президент также указал утвердить план развития автодорожной сети Крыма и завершить строительство транспортного перехода через Керченский пролив в 2018 году. Путин распорядился включить в "дорожную карту" Крыма мероприятия по развитию сельскохозяйственных территорий и представить предложения по развитию портовых мощностей.