Олег Рой, писатель:
Золотые медали, которые в наши дни стали весьма сомнительными, когда-то были прекрасным стимулом для детей. Появлялся отличный шанс поступить куда-то без экзаменов. Выдавались путевки в "Артек" или "Орленок". Прилежным ученикам разрешалось брать домой те библиотечные книги, которые другим выдавались только в читальном зале. Одним словом, были такие существенные преференции, что ни у кого и мысли не возникало, что золотая медаль - это плохо или хотя бы бессмысленно. Сегодня тяга к медалям превратилась в некий потусторонний мир, в который свято верят, хотя его и не существует. Денежно-рыночные отношения сводят на нет поощрения, а порой могут вызывать обратную реакцию. Бедный ребенок, как зомби, все учит с утра до вечера, верит в похвалы в свою сторону, поступает с огромным трудом (а может, и не поступает) и видит какого-нибудь болвана, которому родители проплатили зачисление в вуз. Ни дать ни взять - культурный шок, для кого-то слишком чувствительный.
Как можно было бы стимулировать сегодня? Например, молодой человек, получив золотую медаль и поступивший в вуз, не пойдет служить в армию. Можно отправлять на практику, с последующим трудоустройством, на то же Сколково (ведь зачем-то его построили) или, скажем, гарантировать: вот ты хорошо учишься, значит, поедешь в классе десятом задавать вопрос президенту России. Но главное, чтобы были гарантии, а не пустые обещания. Человеку должно прийти в голову: мама моя, для меня открываются такие двери, которые в других случаях я открыть не смогу! Если этого не будет, медаль останется простой железкой, лишь тешащей самолюбие, а пока так и есть.
Меня больше всего поражают сегодняшние попытки усовершенствовать образование, о котором "РГ" рассуждает на 12-й полосе. Накануне по радио слышал, как гордятся тем, что на этом ЕГЭ дети не списывали. Вы только вдумайтесь! Нам раньше было интересно учиться, мы читали, занимались с учителями, экзамены превращались в некий стимул жизни. Сейчас же этот стимул - зайти в соцсети и все оттуда списать. Нас теперь волнует не как повысить образование, а как заблокировать списывание. То же ЕГЭ. Уже, наверное, сами не рады, что ввели, но какой же русский признает свою ошибку? Вопрос, конечно, тяжелый, но мне кажется, что в первую очередь нужно повышать престиж и профильность любого образования. Человек хочет стать актером, у него есть задаток - не надо на его голову сваливать кучу точных наук, ему это не нужно. Кроме того, я бы в корне менял отношение к профессиональным училищам. Увеличьте стипендии и зарплаты сантехникам, слесарям, водителям и увидите, что сдвиги начнутся. У нас сейчас каждый второй - экономист, каждый третий - юрист, однако ни экономику, ни право отчего-то никто не знает.