22.04.2014 23:05
    Поделиться

    Михаил Кузовлев: Контрактная система открыла новые возможности для бизнеса

    Контрактная система открыла новые возможности для малого и среднего бизнеса

    С начала года начал действовать закон N 44-ФЗ, который внес значимые поправки в механизм госзакупок. Благодаря новому закону торги стали прозрачнее, а откаты и махинации с тендерами практически невозможны. Заказчик получил больше инструментов, чтобы влиять на качество закупаемых товаров, работ и услуг, а также контролировать конечный результат закупки. Какие возможности это открывает перед малым и средним бизнесом, "РГ" рассказал Михаил Кузовлев, президент - председатель правления Банка Москвы.

    - Чем характерна новая система?

    Михаил Кузовлев: В нее включены документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, информация о закупках, об исполнении контрактов, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Для повышения финансовой дисциплины в рамках исполнения госконтракта в 44-ФЗ предусмотрена возможность банковского сопровождения контрактов. У нас есть уникальный продукт - "Центр финансового контроля", который напрямую связан с новым законодательством. Этот продукт мы разработали для правительства Москвы - а теперь, со вступлением в силу 44-ФЗ, станет особенно актуальным, поскольку действительно повышает эффективность госзакупок. Эта система позволяет обеспечивать банковское сопровождение денежного потока участников закупочных процедур и контролировать заказчику целевое использование денежных средств в рамках исполнения контракта.

    - Насколько новый закон отвечает заявленным целям?

    Михаил Кузовлев: 44-ФЗ предусматривает, что до 15% госзаказа должно размещаться для субъектов малого бизнеса, и стимулирует государственных и муниципальных заказчиков на создание благоприятной среды для среднего и малого бизнеса. Конечно, на рынке есть мнение, что закон требует доработки, но это обычная практика всех принимаемых документов, его нельзя сразу сделать идеальным без обширной практики. Главное, что этот закон появился, он годен для того, чтобы начать по нему работать. Постепенный перевод большинства закупочных процедур в электронную форму, предполагаемый поправками в 44-ФЗ, значительно повышает возможности контроля и уровня прозрачности торгов. Согласно рейтингу Национальной ассоциации участников электронной торговли в 2013 году потери государства от закупок по завышенным ценам составили 265 млрд рублей. Это на 4% меньше, чем в 2012 году. При этом доля открытых аукционов в электронной форме составила 53% от общего объема госзаказа, а доля электронных аукционов выросла более чем на 10% с 2011 по 2013 год.

    - В разработке закона приняли участие многие общественные организации, в том числе и те, которые выражают интересы предпринимателей. Вы участвовали в разработке закона?

    Михаил Кузовлев: В конце прошлого года Банк Москвы, Торгово-промышленная палата РФ и Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП) подписали трехстороннее соглашение. Документ предусматривает использование возможностей системы торгово-промышленных палат в эффективном размещении госзаказа и проведении экспертизы, которая прямо предусмотрена в 44-ФЗ. Согласно документу на базе ТПП РФ, Банка Москвы и ЕЭТП по всей стране будут создаваться центры развития систем закупок. Такие центры уже открываются в Санкт-Петербурге, Красноярске, Перми. Центры, в первую очередь, будут выполнять функцию "одного окна" для тех, кто хочет участвовать в госзаказе. Бизнес, именно малый и средний, в одном месте сможет получить ответы на все вопросы: как участвовать в конкурсах и торгах, какой план по закупкам у какого-нибудь крупного государственного заказчика, какие документы необходимы, как открыть счет, сколько это будет стоить, в какие сроки и т.д. Мы постараемся сделать госзаказ для бизнеса доступным и понятным.

    - Какие еще в банке есть продукты для участников госзаказа?

    Михаил Кузовлев: Сегодня в сфере госзакупок больше всего востребованы гарантии. Например, у нас динамичнее всего растет гарантийный портфель. За последние два года он вырос более чем вдвое и уже стал одним из самых крупных на банковском рынке. Кроме того, средний и малый бизнес интересуют выгодные кредиты на исполнение государственных и муниципальных контрактов. Для обеспечения расчетов в рамках исполнения госзаказа мы также предложили новый льготный тарифный план, предполагающий комплекс услуг по расчетно-кассовому обслуживанию.

    - Готов ли малый и средний бизнес воспользоваться возможностями, которые для него открыты?

    Михаил Кузовлев: В 2013 году общие объемы кредитования малого и среднего предпринимательства (МСП) в России достигли 11,3% ВВП. Объем предоставленных кредитов МСП за весь 2013 год составил около 7,8 трлн рублей. Темпы прироста кредитования МСП, согласно данным Банка России, замедлились до 15% в 2013 году по сравнению с 29% в 2012 году. Если тенденция сохранится, то в 2014 году прирост кредитования МСП не превысит 10-12%. На замедлении роста объемов кредитования сказалось введенное ЦБ РФ в 2013 году ужесточение условий кредитования МСП в части требований к финансовой устойчивости и качеству залога.

    На фоне сокращения кредитования остро стоит вопрос о привлечении как можно большего числа малых и средних предприятий к системе закупок. Согласно 44-ФЗ до 15% госзаказа должно быть размещено среди представителей малого бизнеса. Помочь в решении этой задачи может перевод закупочных процедур в электронную форму: банковские продукты можно оперативно получить на выгодных условиях без залогового обеспечения, являясь участником электронных торгов. Такие инструменты в корне снижают нагрузку на малый бизнес с точки зрения оборотных средств.

    - Кто может воспользоваться возможностями нового закона?

    Михаил Кузовлев: Около 60% госзаказа в рамках 94-ФЗ формировалось такими отраслями, как транспорт и дорожная инфраструктура, здравоохранение, строительство, образование и оборона. Если судить по нам, то основные объемы финансирования были в области капитального строительства, развития муниципальной инфраструктуры, строительства дорог. Но всем этим отраслям нужна та же оргтехника или канцелярские товары, то есть именно то, что было бы интересно как раз малому бизнесу.

    Поделиться