Россия проявила себя как более передовое государство по сравнению с некоторыми европейскими странами, в которых сегодня по схеме заемного труда работают 30-40% граждан.
Напомню, что закон был принят нами во втором чтении еще в конце апреля 2013 года. Но тогда мы оговаривали, что не исключено его возвращение к процедуре второго чтения. Для этого было несколько причин.
Во-первых, нужно было изучить отдельные случаи, когда услуги частных агентств занятости реально необходимы, и внести соответствующие поправки. Так, студентам дневного отделения вузов выгодно, когда существуют организации, которые могут сегодня направить их на одну работу, а завтра - на другую. Бывшим заключенным, которым сложно трудоустроиться, тоже удобно, когда какое-либо агентство занятости занимается поиском рабочих мест для них. Есть ситуации, когда сами работодатели просто не могут обойтись без таких агентств. Например, если временно отсутствующего по болезни сотрудника необходимо заменить на период распродажи в магазине. Срочный договор с новым работником заключить не получится, потому что неизвестно, сколько проболеет постоянный сотрудник, и привлекается человек из агентства. При этом есть жесткие требования: при одинаковой работе его зарплата должна быть такой же, как и заработная плата отсутствующего, запрещено использовать этого человека во время забастовки в качестве штрейкбрейхера.
Во-вторых, мы вернулись ко второму чтению, так как проблема подмены трудовых отношений гражданско-правовыми уже была решена в недавно принятом законе-спутнике к закону о специальной оценке условий труда. Чтобы не дублировать одни и те же нормы, часть статей нужно было убрать из нового документа.
В-третьих, в законе остался неоговоренным "секондмент", или внутреннее прикомандирование персонала, то есть ситуация, когда материнская компания отправляет своего сотрудника в дочернюю компанию, не переоформляя его трудовой договор. Мы всерьез опасаемся, что этот механизм может быть использован как прикрытие заемного труда. Поэтому было прописано, что те, кто заинтересован в сохранении прикомандирования на территории России, должны в течение полутора лет разработать и внести в Думу отдельный законопроект на данную тему. Если за это время такой законопроект не разработают, то с 2016 года прикомандирование в нашей стране применяться не будет.
После внесения всех этих поправок большинство депутатов поддержали закон о запрете заемного труда сразу во втором и в окончательном третьем чтении.
Важная уступка, на которую пошли профсоюзы, - вступление закона в силу с 1 января 2016 года. Такая дата была выбрана для того, чтобы дать возможность добросовестным работодателям перейти со схемы заемного труда, если она используется, на нормальную схему трудовых договоров и отношений. Но уже сам факт принятия закона в весеннюю сессию 2014 года ориентирует граждан на то, что использование заемного труда в России бесперспективно.