Взяться за места погребения властей заставила плачевная ситуация на погостах. В Подмосковье1559 кладбищ. 1082 из них не имеют документированных границ, а 1200 - даже элементарных заборов, не позволяющих погосту стихийно "расползаться" по прилегающей территории. В 25 муниципалитетах мест для захоронений жителей вообще не предусмотрено, впрочем, еще неизвестно, что лучше. "Более ста кладбищ располагаются на землях лесного фонда, 58 в водоохранных зонах - а это экологическая бомба замедленного действия с угрозой отравления грунтовых вод трупным ядом", - сетует министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников. - Только за последние месяцы мы пресекли более 40 попыток расширить существующие кладбища за счет земель федерального лесного фонда". По словам министра, на территории Подмосковья нет ни одного муниципального образования, к которому у областных властей не было бы претензий по состоянию кладбищ.
Самый простой способ быстро навести в этой сфере порядок - задокументировать погосты по границам последних захоронений. Но сельские муниципальные образования жалуются на отсутствие средств, необходимых для кадастровой оценки земли, а городским, испытывающим нехватку свободных территорий, проще держать погосты без оформления, потихоньку захватывая чужие леса... В одних муниципалитетах "последние приюты" так близко подходят к жилой застройке, что жители начинают массово жаловаться на неэстетичный вид из окон. А в других невостребованные и неопознанные трупы, на которые традиционно приходится 5% захоронений, находят последний приют в "братских могилах" без соблюдения санитарных норм.
Есть и другая проблема: полномочия по содержанию кладбищ находятся у сельских поселений, а ведающие скорбными делами МУПы принадлежат районам. "Область ежегодно выделяет им 1,5 миллиарда рублей субсидий, но жесткого целевого назначения у этих средств нет и, как правило, до кладбищ они не доходят", - говорит Посаженников. А потом люди приходят к районным главам с жалобами на отсутствие дороги к погосту, а их отсылают к держателям полномочий в сельские администрации. "Получается, у районов права, а у поселений - обязанности", - резюмирует министр. Чтобы совместить права с обязанностями чиновник предлагает передать полномочия по содержанию мест погребений на районный уровень.
Губернатор области Андрей Воробьев идею поддержал, отметив, что за погребение люди платят немалые деньги, а на что они тратятся и почему не отражаются хотя бы на внешнем виде кладбищ, сегодня сказать никто не может.