- Рыбья кожа и так уже становится брендом нашей республики, - рассказал представитель Ингушетии, демонстрирующий кошельки, портмоне, купюродержатели, обложки под документы и другое, изготовленное из шкурок осетра и семги. - Нашими изделиями интересуются сотрудники модных домов со всего мира. Но, как и у всех предпринимателей, у нас есть проблемы. Нынешняя бизнес-сессия наметила общее направление, в котором следует двигаться, помогла установить новые контакты, обменяться опытом...
Аза Салбиева из Северной Осетии поменяла 12-летний статус домохозяйки на новое увлечение недавно, но теперь авторские куклы из глины, изготовлением которых она занялась, приносят молодой женщине доход. Персонажи Азы несут печать самобытности ее родной республики: похожих людей можно встретить в селах и городах Осетии, поэтому кукол охотно приобретают любители национального колорита из России и из-за рубежа.
Изделия осетинского мастера Виталия Кцоева рассчитаны на вкус состоятельных людей - как местных, так и гостей из других регионов. Это габаритные часы ручной работы оригинальных модификаций с элементами нартского эпоса. На изделиях присутствует художественная резьба, позолота, изысканная роспись.
- Я первым в республике начал делать часы на осетинскую тему. Обеспеченные люди заказывают их в качестве подарков, - поделился предприниматель. Об уровне его мастерства говорит тот факт, что изделия Кцоева есть у знаменитой гимнастки Алины Кабаевой, главы РСО-Алании и других известных людей.
Рядом за столиком 21-летний гончар Мансур Хасиев из Гудермесского района Чечни вырезает на свежеизготовленном глиняном кувшине национальный орнамент.
- Четвертый год пытаюсь возродить художественную керамику нахов (историческое название чеченцев и ингушей - прим. Автора). - Сувенирное изделие из глины (тарелка, сторожевая башня, посуда) стоит порядка 15-20 тысяч рублей, а в магазинах мне предлагают за него 300-400 рублей, - сетует Мансур. - Поэтому в торговлю я поставляю продукцию из гипса. Жду, когда в Чечне заработают курорты, чтобы там реализовывать свои сувениры.
Представленные молодыми ремесленниками СКФО изделия впечатлили экспертов и брендмейкеров.
- Всегда хочется помогать тем, кто реально работает. Сегодня мы познакомились именно с такими людьми, - поделился впечатлениями директор по внешним и внутренним коммуникациям Агентства стратегических инициатив (АСИ) Игорь Карачин. Он рассказал об инициативе рабочей группы АСИ, связанной с законодательным закреплением понятия "ремесленник", что позволит представителям этого класса предпринимательства (их в России насчитывается около пяти миллионов человек), решать системные проблемы. По расчетам АСИ, это поможет к 2020 году вдвое увеличить число людей, занятых в данном секторе экономики.
Эксперты обратили внимание на богатый международный опыт встраивания ремесленничества в сферу туризма, который Северному Кавказу стоит позаимствовать. Так, директор Центра развития отношений между Россией и итальянской провинцией Больцано-Мерано Андрей Прусс привел такой пример: будучи 40 лет назад беднейшей территорией Италии, Южный Тироль, благодаря развитию ремесленничества, превратился в преуспевающий регион Европы. Имея схожие с горным Кавказом природные и климатические условия, его население сделало ставку на самобытность уклада, культуру, традиции и развивало народные промыслы, давшие мультипликативный эффект.
Директор по стратегическим и международным программам Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Баркин посоветовал предпринимателям СКФО и, особенно, Чечни, не оглядываться на негативное прошлое, не ставить его в упрек, объясняя свои неудачи.
- Если сами не станете создавать негативный бренд, никто вам ничего не навяжет. Возьмите Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), рядом с которыми - живущий под санкциями Иран, воюющий Афганистан, разгромленный Ирак, "бандитские" Сомали, Судан, "горячая" Палестина. Эти раны кровоточат много десятилетий. А Эмираты процветают: более 40 миллионов человек ежегодно посещают Дубаи. Туркластер построен в жаркой пустыне, где условия были в разы хуже, чем в Чечне, - объяснил Баркин. - Просто ОАЭ превратили свои недостатки в достоинства: для аэронавигации 350 солнечных дней в году это находка. Создана мощнейшая авиакомпания и возведен самый большой в мире аэропорт…
- Сувенирный общекавказский бренд должен объединить турсферу и ремесленников. Северный Кавказ, включающий семь территорий, сам по себе является брендом, - уверен директор департамента стратегического планирования брендинговой компании DDVB Дмитрий Стрюков. - Поэтому сначала нужно разработать стратегию продвижения региона, а сувениры станут частью этого мегабренда.
Стрюков привел пример уже состоявшегося бренда "осетинские пироги", который позиционирует Осетию как гостеприимный хлебосольный регион. Большинство территориальных брендов, по исследованиям аналитиков, пытаются в своей символике эксплуатировать тему дружелюбия, радушия, позитива, многообразия. При разработке общекавказского сувенирного бренда нужно закладывать ровно те же посылы и одновременно искать "свои фишки".
По словам Стрюкова, до сих пор многие россияне и иностранцы ассоциируют Кавказ с террористами, шашлыком, вином и лезгинкой. Территория не воспринимается как современная, продвинутая, устремленная в будущее.
- Мы впервые в Грозном, - поделился впечатлением креативный директор, совладелец DDVB Дмитрий Перышков. - И просто заспамили своих друзей снимками из центра города. Вот о таком Кавказе люди вообще ничего не знают. Продвигая свои сувениры, вы должны ломать подобные стереотипы. Сохраняя традиции, с помощью ремесленничества можно показать и новое лицо Северного Кавказа.
По мнению брендмейкеров, необходимо, чтобы сувенир имел какое-то практическое применение. С этой точки зрения примером могут служить серебряные изделия кубачинских мастеров - браслеты, серьги, ожерелья, перстни, подсвечники, подстаканники.
- Мы убедились, что потенциал ремесленников по продвижению сувенирной продукции в СКФО колоссальный. По сути, он не имеет равных на территории России. Считаем, что местные ремесленники должны ориентироваться не на жителей Кавказа и гостей СКФО - ведь они уже состоялись как туристы, если сюда приехали. Нужно привлекать новую аудиторию, создавая фирменные центры по продаже сувенирной продукции в других регионах и за пределами России, - уверен Перышков. - Что касается глиняных фигурок, то их сейчас делают по всей стране. Здесь они должны быть другими. Речь идет о коммерциализации творчества. Высокий спрос на "сувенирку" послужит источником финансирования традиционных укладов. Успешная реализация этой инициативы может стать своего рода пионером для продвижения народных промыслов, поддержки ремесленничества на всей территории РФ.
Генеральный директор ОАО "КСК" Сергей Верещагин:
- На мероприятие приехали ювелиры, мастера по художественной обработке стекла и дерева, металла, камня, кожи и даже теста. Мы увидели потрясающие изделия из бисера, войлока, золотой нити, глины и многих других материалов. Все они отражают уникальный дух и колорит Кавказа. По моему мнению, это не просто сувениры, а уникальные, неповторимые шедевры искусства, соединившие многовековые традиции и современные технологии производства. Мы убеждены, что именно малый бизнес и молодежное предпринимательство способны стать ключевой "точкой роста" экономики СКФО и могут сделать региональную туристическую отрасль конкурентоспособной в мировом масштабе. В случае обрамления в правильную "упаковку" мастерство кавказских ремесленников даст мощный импульс развитию сувенирной отрасли региона. С соответствующими инициативами мы планируем выйти на федеральный и региональный уровни власти.
Элина Батаева главный специалист отдела развития туризма комитета правительства ЧР по туризму:
- Интеграция ремесленников в туризм на Кавказе еще не произошла в должной мере. Каждый производитель сувениров должен осознавать себя неотъемлемой частью туристического бизнеса, который мы собираемся продвигать. Ремесленники должны рассматривать свое дело и с точки зрения разнообразия досуга туристов. Как показывают наши опросы, люди, приезжающие на Кавказ, не столько хотят осматривать красоты природы, сколько общаться с проживающими здесь людьми. Но пока никто из наших ремесленников не принимает у себя туристические группы. Необходимо заключать договоры с турагентствами, разрабатывать программы по приему гостей, и тогда процесс производства будет приносить дополнительный доход. Даже если у нас будет десять ремесленных мастерских, куда мы сможем возить туристов, это станет большим подспорьем как для организации досуга, так и развития предпринимательства.
Адам Галаев, кузнец из Ингушетии:
- По-моему мнению, большинству туристов нужны недорогие, но информационно емкие сувениры, которые они могли бы увезти с собой. Далеко не все гости готовы приобретать большие тяжелые изделия и их транспортировать. В бытность ЧИАССС в Грозном работали предприятия художественных промыслов, выпускавшие сувениры для туристов. Думаю, их надо восстанавливать. Сейчас же единичные мастера работают сами по себе, варятся в собственном соку и выживают как могут. Без законодательного закрепления понятия "ремесленник" у государства нет правовой основы для поддержки индивидуального творчества людей, но для субсидирования объединенных промыслов юридическая основа существует. Этим надо пользоваться и объединяться, встраиваться в единую структуру.
Серажди Багаев, директор Дуба-Юртовской фабрики керамических изделий:
- Наша фабрика, славившаяся в советское время сувенирами (ее разбомбили во время известных событий), давно взывает о помощи, но восстановить ее только обещают, профессионалы продолжают сидеть без работы. Кое-кто дома "на коленках" выпускает продукцию. Мы могли бы организовать массовый выпуск изделий с соблюдением всех технологий. Просим восстановить хотя бы маленький цех на 10-15 человек, чтобы передавать подрастающему поколению опыт. На это нужно порядка 20 миллионов рублей. Наши изделия пользуются успехом на выставках, их забирают в музеи, дарят гостям, но в родной республике нас не замечают. Помощь молодежи - это хорошо, но и заслуженных мастеров не стоит забывать. Мы все еще надеемся, что по пути на будущий курорт "Ведучи", как планировалось, на фабрику откроют турмашрут. Именно промышленное производство сувениров, а не кустарное, должно стать локомотивом отрасли.
Тем временем
Участники бизнес-сессии предложили полпреду президента в СКФО Александру Хлопонину образовать Совет по туризму в округе, региональным органам власти - разработать стратегию продвижения единого бренда продукции, производимой на Северном Кавказе и выделить гранты молодым предпринимателям, занимающимся изготовлением кавказских сувениров. ОАО "Курорты Северного Кавказа" предложено создать рабочую группу для разработки программы поддержки ремесленников, гостиницам - открыть сувенирные лавки для продажи продукции местных мастеров. 2015-й год предложено объявить годом ремесленничества в России.