Под Тюменью пресекли деятельность контрабандистов алкоголя

Под Тюменью пресечена деятельность ОПГ, специализирующейся на контрабанде спиртного из Казахстана. Во дворе частного дома полицейские долго пересчитывали изъятую продукцию - сотни коробок с водкой, коньяком. Минимальная стоимость конфискованного - шесть миллионов рублей. Впервые в регионе силовики взяли с поличным преступную группу, наладившую столь масштабный нелегальный оборот алкоголя.

Акциз без перевода

Надо сказать, что бизнес этой ОПГ процветал более двух лет. Попавшая в руки правоохранителей партия спиртного - лишь капля в море контрабандной продукции казахстанских винокуров. Ряд российских ликероводочных заводов, в том числе в Западной Сибири, на Южном Урале, - на грани полной остановки, ущерб для экономики РФ исчисляется уже миллиардами рублей. А две приграничных страны, участники Таможенного союза (ТС), не могут договориться друг с другом о единых правилах игры.

Упомянутые торговцы - немолодая семейная пара из Тюменского района и еще двое их приятелей-сверстников. Сначала они зарегистрировали ИП, затем открыли стол заказов для мелкого и среднего опта. "Подпольщики" особо не таились - о существовании и местонахождении их "торгового дома" знали многие как в Тюменской области, так и за ее пределами. Покупатели, как выяснилось, были из Свердловской, Омской, Курганской областей, с Ямала, Югры. Следователи регионального управления СК выясняют, верны ли сведения о том, что к услугам ИП прибегали даже отдельные чиновники и правоохранители, о существовании так называемой "крыши". Уж слишком долго фирма благоденствовала.

Коммерсанты воспользовались экономико-правовой "дырой". Образовалась она при создании Таможенного союза, предполагающего в целом беспрепятственный ввоз товаров через границу. Отпускная и розничная стоимость водки в России и Казахстане изначально отличалась многократно. Все потому, что размер акцизов в РФ несравнимо выше, к тому же в соответствии с решением федерального правительства они регулярно ощутимо растут. Среднеазиатский партнер, напротив, боится резко поднимать планку сбора, поскольку опасается оказаться неконкурентоспособным на большом рынке алкоголя, а значит, лишиться солидных поступлений в бюджет.

В цифрах - нагляднее. Сравнительно недавно разница была 5-6-кратной! Она стала сокращаться после договоренностей о гармонизации фискальных ставок, но все равно перекос пока внушительный. Сейчас в РФ государство взимает с производителя 500 рублей за литр безводного спирта, в Казахстане же - почти вдвое меньше. После ступенчатого повышения в 2016 году планируется, согласно поправкам Налогового кодекса, выйти на 660 и 335 рублей соответственно. Цены "кусачие", но разница та же. Как ожидается, сопоставимый уровень будет достигнут к концу десятилетия.

Разорительная контрабанда

Как остановить или хотя бы уменьшить поток нелегального алкоголя с азиатского направления? Ведь благодаря теневому бизнесу в приграничных субъектах РФ контрафакт продолжает вытеснять отечественный товар. Тому есть многочисленные свидетельства - прямые и косвенные. По данным Росстата, в 2013 году объем производства акцизной водки сократился чуть не на треть по сравнению с предыдущим годом, тогда как продажи "злодейки с наклейкой" снизились менее чем на 10 процентов. Глава Совфеда Валентина Матвиенко назвала впечатляющую цифру: 150 миллиардов рублей - столько казна недополучила за год. Счетная палата РФ огорошила своей статистикой: за год доля нелегального алкоголя выросла с 30 до 44 процентов.

- Наше предприятие с начала нынешнего года практически находилось в простое. Продажи идут со скрипом. В районах, прилегающих к Казахстану, вообще перестали водку в магазинах покупать - и нашу, и не нашу. Бутылка, с которой уплачены все акцизы, далеко не всем по карману. Новоявленные "трезвенники" берут водку с рук - известно чью, по какой цене. Либо самогон, брагу гонят. Ситуация практически патовая, до банкротства пара шагов осталось, - предупреждает руководитель одного из крупнейших ликероводочных заводов Уральского федерального округа Александр Бабенко.

В Тюменской области винокуры подсчитали: на контрабанду приходится уже две трети потребляемых на территории региона крепких спиртных напитков. Росалкогольрегулирование с такими расчетами согласилось. В некоторых других областях доля теневой водки еще выше. При этом приобрести легальную казахстанскую водку в российских магазинах можно, но ее ничтожно мало, и она, само собой, недешева. Так, крупный уральский ритейлер имеет от ее реализации 0,2-0,3 процента в общем объеме водочной выручки.

- Мало говорить об экономических потерях. Возрастает угроза тяжелых отравлений, вплоть до летального исхода. В Приволжском округе зафиксированы факты розлива местными "умельцами" опасных спиртосодержащих жидкостей в емкости с фальшивыми этикетками казахстанских производителей. Быстрыми темпами растут продажи всякого рода суррогатов, - свидетельствует врач-нарколог Игорь Скорников.

Александр Бабенко обращает внимание на другую опасность, которая исходит от тайных дистрибьюторов. Те, выстраивая каналы поставки горячительных напитков из Азии, могут ведь направить по ним и наркотики.

- Мы вынуждены сами отслеживать контрабандистов, выявлять сети розничных продавцов. Увы, расплодилось их немерено. Готовы передать правоохранителям, как говорится, адреса, пароли, явки, - подытоживает гендиректор завода. 

Дискриминация или защита?

Да, алкогольные реки и ручейки, текущие в Таможенном союзе преимущественно со стороны Казахстана, пока не мелеют. На днях, к примеру, задержаны двое россиян, незаконно везших на родину фуру водки и шампанского на 9 миллионов тенге. Между тем Федерация подготовила законопроект об ограничении ввоза физическими лицами из стран ТС алкоголя - не более 5 литров. Предполагается штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией спиртного. В ассоциации "КазАлко" полагают, что эта дискриминационная мера лишь усугубит "неравноправные отношения" двух государств на алкогольном рынке. По словам руководителя ассоциации Амиржана Калиева, казахстанским производителям создают искусственные барьеры. Например, требуя внесения так называемого обеспечительного платежа, который намного превышает стоимость самого товара. Со ссылкой на статистику минэкономразвития за 2012 год эксперты из соседнего государства сравнивают встречные потоки импорта-экспорта крепкого алкоголя как 1 к 92 в пользу России.

Речь, понятно, идет о продажах продукции, маркированной акцизными марками двух стран. То есть прошедшей, по сути, двойное налогообложение. Казахстанская сторона согласна, что сейчас преобладающая часть водки и коньяка в приграничных регионах России продается подпольно, как правило, гражданами РФ.

Финансовый аналитик из Казахстана Сергей Станюк пытается сформулировать причины осторожного подхода своей страны к повышению акцизов:

- Сделать это несложно. Но мы отдаем себе отчет в том, что резкое вздорожание водки неизбежно приведет к замещению заводской продукции из стран Таможенного союза суррогатами, известными домашними самоделками, а также дешевым алкоголем из других южных республик. Они, поверьте, обрадуются такому повороту событий. В плане сбора налогов мы, думаю, больше потеряем, чем приобретем, - уверен он.