23.04.2014 23:31
    Поделиться

    Власти Киргизии проводят реформу образования на всех уровнях

    Текущий год для министерства образования КР непростой. Серьезно реструктуризируется система высшего образования, корректируются учебные планы средних школ и ведется работа по увеличению числа детсадов. О сложных задачах и путях их решения рассказал министр образования республики Канат Садыков.

    Российская газета: Руководство страны считает необходимым расширять сеть детсадов. Чем продиктована такая политика?

    Канат Садыков: Стратегией развития образования КР до 2020 года предусмотрены меры, призванные увеличить охват детей от трех до шести лет дошкольным образованием. Намечены конкретные цели, которых мы должны достичь. К примеру, активно расширяем сеть альтернативных детских садов. Строительство и ввод в эксплуатацию с нуля типового дошкольного учреждения - процесс долгий и затратный. Потому параллельно открываются принципиально новые для республики учреждения. Из 1,6 тысячи детсадов, которые работали в республике в 1990 году, к 2000-му осталось лишь 460. Сейчас мы должны в кратчайшие сроки охватить дошкольным образованием как можно больше детей при имеющейся материальной и инфраструктурной базе. Для этого при учебных учреждениях создаются детсады. Главное  - дать ребенку качественное воспитание и образование. В альтернативных дошкольных учреждениях не обязательно организовывать полноценное четырехразовое питание или дневной сон. Пребывание может быть краткосрочным - три - пять часов в день.

    РГ: Сколько детей в стране охвачены дошкольным образованием?

    КС: Если в 2010 году детсады посещали семь процентов ребят, то в 2014 году показатель вырос до 15 процентов. В стране функционируют 819 дошкольных учреждений. При этом мы придерживаемся политики поддержки создания частных детсадов - смягчаем лицензионные требования. К примеру, предлагаем изменения, при которых организаторам таких учреждений не обязательно иметь предназначенные для ребят помещения в собственности - достаточно договора долгосрочной аренды. Это стимулирует открытие новых детсадов.

    Уже работает обязательная программа 240-часовой подготовки дошкольников. Ребята, не посещающие детсады, могут ходить на бесплатные курсы, организованные при средних учебных заведениях. В 2013 году в стране дошкольной подготовкой были так или
    иначе охвачены 96 процентов таких детей. По республике при содействии международных доноров открыли свыше 2,3 тысячи специальных классов, оборудованных мебелью и учебниками. Согласно Стратегии развития образования, к 2017 году охват детей дошкольным воспитанием составит 20 процентов, к 2020 хотим достичь 25-процентного показателя. При этом с сентября текущего года программа дошкольной подготовки расширяется до 480 часов, то есть становится почти годичной.

    РГ: На международных состязаниях школьники республики показывают не самый лучший уровень подготовки. С чем это связано?

    КС: По результатам международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся, уровень образования более чем 80 процентов школьников Киргизии ниже добазового уровня, то есть не достигает и минимальных стандартов. Анализ показал: образовательные программы по содержанию и методике преподавания устарели, количество учебных часов в плане расписано неэффективно. Школьники перегружены теоретическим материалом, но результат этого неудовлетворителен.

    Сейчас в республике внедряется новый образовательный стандарт. Наша приоритетная задача - обновить всю педагогическую программу и ориентировать ее не на прохождение как можно большего количества вопросов и задач, а на получение и закрепление конкретных знаний. К примеру, изучая языки, школьник будет показывать, чему он в итоге научился. Может ли читать, писать, говорить, применять новые навыки. Этот принцип будет действовать в отношении всех школьных дисциплин. Мы создам компетентностную модель образования, реализуемую через принципиально новые учебные планы.

    РГ: Насколько затянется переходный процесс?

    КС: Сейчас новые базисы учебных планов внедряются для учащихся 1 - 4-x классов. Могу сказать, переход идет довольно успешно. Параллельно внедряем новые учебники и методические материалы, созданные специально для новой образовательной модели. Дети 1 - 3-x классов учатся уже по новым книгам, к следующему учебному году в школы поступят пособия для четвероклассников. Наша следующая задача - реализовать новую образовательную программу для учащихся 5 - 9-x, а впоследствии для 10 - 11-x клас-сов.

    Ведем огромную работу с авторами книг - внедряются современные педагогические методики и приемы, программы рассчитываются с учетом сегодняшних реалий. В ближайшие три года мы намерены полностью обновить всю линейку учебников для 5-9 классов. Книги по изучению киргизского и русского языков поступят в школы уже в ближайшее время.

    РГ: Работодатели часто недовольны уровнем подготовки выпускников вузов. С чем это связано?

    КС: Ранее абитуриент два года изучал стандартный набор общеобразовательных дисциплин, из которых лишь 15-20 процентов касались его будущей профессии. Согласно обновленным учебным планам, отныне уже со второго курса студенту должны преподаваться профильные для его специальности предметы. Для системы высшего образования разработана своя система реформ, ориентированная на требования рынка труда. Теперь все будет зависеть от работы самих вузов. Им приходится кардинально перестраивать свою работу - составлять более эффективные учебные планы, пересматривать нагрузку на педагогов и студентов. И при этом учитывать запросы работодателя и рынка труда. Как высшие учебные заведения справятся с новыми задачами - покажет время.

    РГ: Неоднократно отмечалось, что в стране неоправданно много вузов. Как количество перевести в качество?

    КС: Создана концепция, предполагающая укрупнение вузов по профилю. Во второй половине текущего года пройдет аккредитация всех высших учебных заведений страны. Проверять на компетентность учреждения будем строго и по новой методике, с учетом международных стандартов. В итоге станет ясно, какие вузы способны дать полноценное образование, а какие не обладают для этого педагогическим потенциалом и материально-технической базой. В результате этой реформы качество подготовки студентов повысится.

    Потенциал крупных профильных вузов будет укрепляться. Сегодня в стране из 52 высших учебных заведений разрешение на подготовку магистрантов получили лишь 18. Аспирантов и докторов наук - не более 15. По итогам аккредитации учреждения, которые сегодня готовят лишь бакалавров, должны задуматься: возможно, их работа станет более эффективной, если они станут структурными подразделениями крупных профильных университетов. Каждый должен будет доказать свою состоятельность и нужность в современной системе образования страны

    РГ: Насколько важно для республики гуманитарное сотрудничество с Россией?

    КС: Процесс сотрудничества с российскими вузами идет очень активно. Даже решено перейти на новый, более качественный уровень совместной работы - на базе Кыргызского технического университета (КТУ) создан Консорциум технических вузов России. Это один из примеров, когда взаимное сотрудничество вместо создания неэффективных учебных филиалов усилило педагогический и образовательный потенциал для обоих государств.

    При КТУ созданы факультеты Московского института стали и сплавов, Балтийского государственного технического университета, Московского государственного технического университета имени Баумана и ряда других вузов РФ. Заключены договоры о реализации совместных учебных программ, после второго - третьего курса студенты-отличники могут перевестись и продолжить обучение в России. Такая система подготовки специалистов признана очень эффективной.

    Совместная работа с Россией имеет для республики большое значение. Мы и коллеги из минобразования РФ ежегодно только наращиваем сотрудничество, расширяем реализацию совместных программ. Надеюсь, эта дружба будет только крепнуть.

    Досье

    1961

    Родился в Нарынской области Киргизии

    1978

    Окончил среднюю школу №17, в городе Фрунзе

    1983

    Выпускник Киргизского государственного университета (КГУ) имени 50-летия СССР, факультет русской филологии

    1991

    Получил ученую степень кандидата филологических наук в КГУ, кафедра теории и истории и литературы

    2002

    Занял должность заместителя директора по учебной работе Института целевой подготовки специалистов Кыргызского национального университета (КНУ) им. Баласагына

    2007

    Назначен директором Евразийского института инновационных технологий КНУ им. Ж. Баласагына

    2010

    Министр образования и науки Киргизии

    Поделиться