24.04.2014 07:40
    Поделиться

    Сибирские участники ВЭД вошли в "зеленый сектор"

    Внешнеторговый оборот Сибирского федерального округа продолжает снижаться - сказывается резкое падение цен на уголь. Тем не менее таможенные органы Сибири за год перечислили в федеральный бюджет 53,6 миллиарда рублей. О том, как современные технологии сегодня облегчают работу законопослушным участникам ВЭД и какие санкции ждут нарушителей, на "Деловом завтраке" в новосибирском филиале "РГ" рассказал руководитель Сибирского таможенного управления (СТУ) Юрий Ладыгин.

    Юрий Михайлович, внешнеторговый оборот Сибирского региона в прошлом году составил 30,2 миллиарда долларов. Это на семь миллиардов меньше, чем в 2011 году. Чем это объясняется?

    Юрий Ладыгин: Те цифры, которые вы называете, - это внешнеторговый оборот предприятий без учета торговли со странами - участниками Таможенного союза. Напомню, что после его создания в 2010 году компании, ведущие торговлю в пределах союза, не осуществляют таможенное декларирование, а только отчитываются по установленной статистической форме учета перемещенных товаров. Тогда как их деятельность тоже определяет внешнеторговый оборот нашего макрорегиона.

    По экспертным оценкам, более двух тысяч участников внешне-экономической деятельности не отчиталось о ведении торговли внутри Таможенного союза. При этом Сибирь остается экспортно ориентированным макрорегионом. От нас вывозят: металлы и изделия из них (43 процента от общего объема экспорта), топливно-энергетические товары (16,5 процента), древесину, продукцию машиностроительного и химического комплексов. Объем импорта в прошлом году снизился по всем группам товаров, кроме продовольствия.

    Как, по-вашему, в свете последних событий изменятся торговые отношения сибирских регионов с Украиной?

    Юрий Ладыгин: Украина не входит в число ведущих стран - торговых партнеров наших предприятий и компаний, это достаточно узкий спектр. Это видно и по товаро-обороту - не более семи процентов от общего.

    Я почти три года работал на российско-украинской границе. У нас всегда были великолепные отношения с коллегами из Украины - мы говорим на одном языке, учились в одних школах, заканчивали одни и те же военные училища. Как вы знаете, руководители наших ведомств вели речь о совместном контроле на границе, чтобы упростить порядок пропуска. И положительные примеры уже были. Например, во время чемпионата Европы по футболу в 2012 году автобусные колонны с нашими болельщиками без проблем пересекали границу. Все было организовано на высшем уровне.

    Сейчас нам предстоит большая работа в связи с принятием Крыма и Севастополя в состав России. Необходимо будет привести таможенную деятельность региона в соответствие с российским законодательством. Этим сейчас вплотную занимается Федеральная таможенная служба. Полагаю, географическое положение Крыма будет способствовать росту внешнеторгового оборота и южных, и сибирских регионов. Для этого на полуострове есть морские порты, через которые будут приходить зарубежные товары и осуществляться наши поставки.

    Первая электронная декларация выпущена больше десяти лет назад. Что изменилось с тех пор в работе таможенных органов?

    Юрий Ладыгин: Вы помните, как все начиналось? Участники ВЭД говорили: как все трудно делать в электронном виде! А сейчас спросите их, захотят ли они вернуться к бумажным носителям? Разумеется, нет. Самое главное - изменена психология, как работников таможни, так и участников ВЭД. В Европе десятилетия уходили на такой переход. Мы понимали, что отстаем, но смогли за пять-семь лет сделать грандиозный рывок. Да, не без ошибок и технических сбоев. Мы признаем это и исправляем. За работой сотрудников таможни установлен жесткий контроль.

    Но в целом работу оцениваю положительно. Все скажут цифры: к концу прошлого года более 99,5 процента деклараций было подано в электронном виде. С начала 2014 года в СТУ оформлено около 45,5 тысячи электронных деклараций, это практически сто процентов.

    Кроме того, большое внимание уделяется внедрению технологии удаленного выпуска товаров. Она основана на принципе разделения фактического и документального контроля между различными таможенными органами. Например, товар находится на границе в точке "А", а его получатель - он же декларант - в точке "Б" спокойно подает в Новосибирске декларацию. При необходимости товарную партию могут досмотреть, но ее не надо будет доставлять в Новосибирск для досмотра и оформления.

    Есть определенные сроки для каждой процедуры: два часа - на регистрацию декларации, четыре часа - на выпуск беспошлинно экспортируемых товаров, сутки - на принятие решения о выпуске товаров при импорте, столько же - на досмотр, если сработали риски. Все регламентировано, все операции фиксирует компьютер. Каждый случай нарушения сроков выполнения подлежит рассмотрению. Почему нарушен срок - либо инспектор не доработал, либо возникли другие проблемы. В основном время выпуска декларации сегодня не превышает одного рабочего дня.

    Внедрение новых технологий идет опережающими темпами, и если бы мне пять лет назад сказали, что у нас будет все это, никогда бы не поверил. Мы уже говорим о создании всеобъемлющей системы, благодаря которой таможенные органы смогут обращаться к базам данных других государственных структур. Подчеркну, что мы всегда тесно взаимодействуем с силовыми и контролирующими органами в сфере пресечения схем нарушений таможенного законодательства.

    Российским правительством утверждены "дорожные карты" - "Совершенствование таможенного администрирования" и "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", согласно которым мы должны еще ускориться. К 2018 году останется только четыре сопроводительных документа, которые надо подавать при декларировании. Мы уже сегодня часть документов не запрашиваем. Для этого есть служба таможенного контроля после выпуска товаров.

    В Сибирском регионе 28 участников ВЭД включено в так называемый "зеленый сектор". У других есть перспективы попасть в него? И какие при этом они получают преференции?

    Юрий Ладыгин: Создание "зеленого сектора" - одна из новаций таможенной службы. Он представляет собой перечень добросовестных участников ВЭД. В первую очередь, в него вошли крупные производственные предприятия, в отношении которых упрощен таможенный контроль. Сейчас в этот список включены такие компании как Саяногорский алюминиевый завод, Омский НПЗ, Красноярский металлургический завод, научно- производственная корпорация "Иркут", акционерные общества "Сургутнефтегаз", "СУАЛ", "РУСАЛ Братск" и другие.

    При категорировании участников ВЭД учитывается более сорока критериев, которые выставляются автоматически, при минимальном участии должностных лиц, что исключает субъективизм и коррупционную составляющую. Ввозимые добросовестными бизнесменами товары контролируются только выборочно, на основе генератора случайных чисел. Для них доля досматриваемых партий не превышает одного процента. Сроки выпуска товаров сократились в два с половиной раза.

    Сегодня мы видим потенциал как минимум шестидесяти предприятий, компаний и фирм, для которых можно открыть "зеленый коридор". К сожалению, некоторые из них не торопятся подать достоверные сведения о себе и выполнить все необходимые процедуры.

    Как вы думаете, наступят ли времена, когда всю работу таможенника будут выполнять компьютеры и специально "обученные" машины?

    Юрий Ладыгин: Автоматизация в нашей системе достигла высокого уровня, но многие решения по-прежнему остаются за человеком. Увы, машина пока не обладает интуицией. Я каждый раз удивляюсь тому, как из потока загоревших и веселых людей, прибывших с отдыха, наши инспекторы выбирают для досмотра тех, кто везет запрещенные товары - кастеты, ножи, сюрикены, средства негласного получения информации - ручки и очки с встроенными видеокамерами, а также наркотические и сильнодействующие вещества.

    Проводится большая аналитическая работа, благодаря чему растет эффективность применения системы управления рисками. Так, за 2013 год только в рамках этой системы довзыскано таможенных платежей на сумму 821,6 миллиона рублей, что на 67 процентов выше аналогичного показателя за 2012 год. Каждый пятый таможенный досмотр был результативным. В последнее время акцент сделан на постаудит, когда контроль осуществляется после выпуска товаров. Таких проверок в прошлом году было 673, по результатам которых возбуждено 193 дела об административных правонарушениях и 39 - уголовных, доначислено таможенных платежей на 755,2 миллиона рублей. Мы активно взаимодействуем и с налоговыми органами. В прошлом году благодаря бдительности таможенников и налоговиков недобросовестные участники ВЭД не смогли незаконно возместить НДС на общую сумму в 37 миллионов рублей.

    Поделиться