Кузбасс увеличит долю местных продуктов на полках крупных ритейлеров

Федеральные розничные сети продолжают активно открывать гипермаркеты в Кузбассе. Однако продуктов местного изготовления на их полках практически не найти. В результате региональные компании вынуждены сокращать производство.

Намагнитили

Еще лет десять назад было трудно представить, какую конкуренцию кузбасским и западносибирским ретейлерам на территории области составят европейская Metro и питерская "Лента" - только последняя сеть открыла уже четыре гипермаркета (в Прокопьевске, Новокузнецке, Кемерове и Юрге) и намерена дальше расширять свое присутствие. На днях стало известно, что скоро в Кузбасс придет краснодарская компания "Магнит", представленная в России семью с лишним тысячами магазинов. Ретейлер, освоивший рынки Южного, Северо-Кавказского, Центрального и Приволжского федеральных округов, теперь стремится "раскинуть" сети в Западной Сибири. Магазины откроются в Кемерове, а затем еще в четырех населенных пунктах области. Поиск помещений и подбор персонала уже идет.

Казалось бы, с приходом федеральных игроков, с ростом оборота розничной торговли, должны увеличиваться и рынки сбыта для местных производителей, однако на деле все происходит наоборот.

- Розничная торговля сегодня играет одну из ведущих ролей в пополнении бюджета региона, принятого, как известно, с большим дефицитом, в условиях, когда падают цены на уголь, закрываются шахты, сокращаются инвестиции и рабочие места, - отмечает заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Александр Мирошник. - Главная цель - изыскать дополнительные резервы, увеличить налоговые поступления. И работа с торговыми сетями, поддержка местных товаропроизводителей здесь очень важны. Но пока на полках преобладают привозные товары, и налоги уходят за пределы области.

Эффект присутствия

В Кузбассе сегодня выпускают весь необходимый набор продуктов - хлебобулочные, молочные и колбасные изделия, а также яйцо, картофель, овощи и напитки. Однако в сети местные производители пробиваются с трудом, получая в среднем от трех до десяти процентов площадей на полках.

- Мы приветствуем приход в регион федеральных сетевых компаний, обладающих новейшими технологиями маркетинга, - подчеркивает Александр Мирошник. - И на стадии переговоров, решая вопрос о выделении земли под магазин, ставим условие: чтобы на полках всегда было не менее тридцати-сорока процентов товаров местного производства. "Да-да, конечно", - обещают нам. Но, едва перерезав ленточку, про обещания забывают.

Что же мешает кузбасскому представительству в крупных сетях? Ответ известен: пресловутые договоры объемом 200-300 страниц, предусматривающие всевозможные ограничения, бонусы и ретробонусы, разнообразные "входные" платежи, суммы которых достигают двадцати процентов стоимости поставленного товара.

- Какую строчку ни возьми - везде кабальные условия. Того и гляди, без товара останешься или без денег, - продолжает Мирошник. - Ни для кого не секрет, что, с горем пополам добравшись до полки, производитель зачастую не может получить деньги за свою продукцию. Увеличение отсрочек платежей, предусмотренных законом, - сегодня обычное дело.

По словам исполнительного директора крестьянского хозяйства Юлии Богдановой, мясоперерабатывающая компания не может позволить себе не присутствовать в сетях с большим потоком покупателей. Хотя общая задолженность ретейлеров никогда не бывает меньше ста миллионов рублей, а просроченная - не опускается ниже тридцати миллионов, что сопоставимо с месячным фондом зарплаты целой колбасной фабрики.

- Некоторые сети, по сути, кредитуются за наш счет, - подчеркнула Богданова. - В итоге мы вынуждены брать банковские кредиты, ежемесячно затрачивая на обслуживание дебиторки больше миллиона рублей. Кроме того, мы платим бонусы, невзирая на нарушения ретейлерами финансовой дисциплины. Ведь возникающие при использовании юридических и административных рычагов конфликты (тем более, разрыв отношений) не выгодны ни сети, ни нам. Однако и уровень социальной ответственности должен быть одинаково высоким, как у производителя, который вкладывает средства в свое развитие и платит налоги в Кузбассе, так и у сетей.

В свою очередь, крупные ретейлеры сетуют: местные производители не выпускают продукты всего ассортимента, присутствующего на полках гипермаркетов. Большое количество основных конкурентных позиций приходится закрывать при помощи предложений из других регионов. А что касается "неподъемных" контрактов, то во-первых, все их пункты обсуждаемы, а во-вторых, обусловлены стремлением федеральных сетей максимально соответствовать требованиям законодательства, защищать как своих покупателей, так и собственную экономическую безопасность. Конечно, это и на поставщиков накладывает определенные обязательства, которые выдерживают не все. В том числе - в плане соблюдения высоких стандартов качества.

Тем не менее торговые сети в местных товарах тоже заинтересованы: если все время ждать поставок из других регионов, рискуешь остаться с пустыми полками, особенно - во время сезонных всплесков продаж. "Мы бы хотели работать и с крупными, и с мелкими местными производителями, только нужно, чтобы и они повернулись к нам лицом, поняли, что существуют определенные условия конкуренции", - заявляют представители торговли.

Разбавили фальсификатом

Между тем, по данным администрации Кемеровской области, мощности по выпуску основных видов продукции крупных и средних пищевых предприятий региона сегодня загружены в среднем лишь наполовину. На треть упало производства алкоголя: за два месяца 2014-го объем выпуска ликероводочных изделий составил 35,6 процента от уровня прошлого года, в том числе водки - 11,6 процента. Соответственно, сократились поступления в бюджет - за год казна недополучила около трех миллиардов рублей. При этом объемы реализации спиртного остались прежними.

- Пить у нас меньше не стали, - уверен заместитель губернатора области по АПК Валерий Шабанов. - Но сейчас на наших полках доля продукции, выпущенной в регионе, - лишь тридцать процентов, а все остальное - федеральные бренды. Хотя мы можем производить порядка девяти миллионов декалитров алкоголя в год, почти полностью закрывая региональную потребность. Еще один момент: в прошлом году соотношение легального и нелегального алкоголя на рынке было уже сорок процентов к шестидесяти, хотя годом раньше - наоборот.

- Поскольку крупные торговые сети занимают все больший сегмент рынка, то на их полки стремится фальсификат, - подчеркнул начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области Алексей Филичкин. - Причем уровень подделок довольно высок, и те же акцизные марки трудно отличить от настоящих. Поэтому сетям необходимо использовать все рычаги, чтобы допускать к реализации только легальный алкоголь, желательно - местного производства.

С точки зрения Александра Мирошника, федеральные сетевые компании вообще должны стать локомотивами по продвижению кузбасских продуктов, коль скоро эти сети пришли в Кузбасс. Возможно, в области стоит создать некую площадку идей, где бы заинтересованные стороны обсуждали, чего не хватает на сетевых полках и как эти продукты можно начать выпускать внутри области.

- С одной стороны, мы стараемся развивать предпринимательство, а с другой - нам нечем полки закрыть, - резюмировал чиновник. - Значит, нужно поддержать местных производителей, наладить выпуск продукции собственных торговых марок на наших заводах. От этого должны выиграть все, и бюджет области - в частности.