...Военный аэродром Мачулищи под Минском. Здесь в ожидании летных испытаний автоматизированной системы управления ревет турбинами мощный Ил-76. Поднимаемся по трапу в салон, самолет стремительно разбегается и взмывает ввысь. Огромный грузовой отсек лайнера перегорожен мониторами. На экране среди десятка синих кружочков на фоне карты Беларуси и сопредельных стран, обозначающих зарубежные воздушные суда, появился красный - это мы. Начальник отдела применения и развития систем управления главного штаба ВВС и войск ПВО Беларуси полковник Валерий Свиридо дает необходимые пояснения:
- Информация о воздушной обстановке передается сюда с наземных пунктов радиолокационного обнаружения, принимается и обрабатывается специальным оборудованием и практически сразу отображается на мониторе на нашем воздушном командном пункте. Это позволяет оперативно принять решение и передать его по назначению - авиационным, ракетным, радиотехническим частям.
В чем мы тут же убедились. С нашего корабля полетело на землю сообщение: вышло из строя навигационное оборудование, срочно нужна помощь. Если бы в салоне военного воздушного грузовика подавали кофе, то, наверное, мы бы не успели выпить и чашку, как на мониторе в районе аэродрома Барановичи появился еще один красный кружок - в нашем направлении для выяснения обстановки и принятия мер вылетел дежурный истребитель. А вскоре мы уже могли наблюдать в иллюминатор краснозвездный МиГ-29. Он, как того требовало учебное задание, и привел нас к себе домой.
Барановичи - один из аэродромов, куда перебазировалось дополнительное звено российских истребителей Су-27. На стоянке они соседствуют с белорусскими МиГ-29. По всему видно: идет подготовка к вылету. Пилот в кабине "сушки" всматривается в показания приборов, у стоек шасси суетятся техники. Поодаль разместился огромный А-50 - самолет дальнего радиолокационного обнаружения также с российскими опознавательными знаками. Как идет совместная боевая работа? Не мешает ли то, что у россиян и белорусов разные самолеты? Командир 61-й авиационной истребительной базы полковник Александр Потехин говорит, что никаких проблем нет.
- Наши дежурные силы выполняют полеты на патрулирование воздушного пространства, совместно с российскими коллегами решают учебные задачи. Истребители соседних стран не дают расслабиться. Чтобы они не залетели куда не следует, мы поднимаемся в воздух и адекватно реагируем, сопровождая их вдоль границы. Проблем из-за того, что у россиян более мощные самолеты, нет. Раньше здесь базировались Су-27, и часть нашего летного состава их пилотировала. Да и оба самолета по аэродинамической компоновке похожи.
Но первыми обнаруживают потенциального нарушителя еще до того, как он нарушит воздушные рубежи Союзного государства, расчеты радиотехнических войск ПВО. Они и в мирное время постоянно несут боевое дежурство. Мы побывали в одном из таких подразделений, распложенном в лесной глуши. Его начальник майор Виталий Кривецкий молод, подтянут и по-военному лаконичен:
- Наша задача - охрана государственной границы в воздушном пространстве. Выполняем ее при помощи радиолокационных средств, состоящих на вооружении. За сутки отслеживаем большое количество воздушных объектов, сегодня - около 300.
Вместе с сопровождающим спускаемся в святая святых - командный пункт. На мониторе - "картинка" из сигналов, получаемых радиолокатором. Несколько засветок - самолеты, находящиеся за десятки километров отсюда. Так по крупицам собирается информация о воздушной обстановке, которую надо как можно быстрее передать в вышестоящий командный пункт. От этого в случае реального ЧП может зависеть жизнь миллионов людей. Так что без современной техники не обойтись. Начальник радиотехнических войск ВВС и ПВО Беларуси полковник Игорь Насибянц уточняет:
- Современные разработки позволили на 90 процентов перевооружить радиотехнические войска новыми средствами автоматизации. Что это дает? Передача информации в вышестоящий командный пункт ускорилась с 2 минут до 10 секунд. О каждом воздушном объекте, находящемся над территорией Беларуси, мы знаем все.
Многие из этих разработок - белорусские. А вот зенитные ракетные комплексы, предназначенные для поражения боевых целей, обнаруженных радиотехническими частями, в основном российского производства. Как, например, новейшие Тор-М2. Шасси для них, кстати, изготовил Минский завод колесных тягачей - еще один пример оборонной кооперации. Оказавшись в кресле оператора боевого комплекса, я не смог разобраться в обилии ручек и кнопок на фоне небольшого экрана. Напрашивалось сравнение с компьютерной игровой приставкой. А вот старший лейтенант Сергей Золотовский пульт управления знает с закрытыми глазами. Недаром прошел переподготовку в Военной академии. Высокий класс он и другие расчеты недавно подтвердили на учебных стрельбах. Поразили все мишени с отличной оценкой.
...Уже вечерело, когда мы оказались в расположении дивизиона, охраняющего небо над Минском. На вооружении знаменитые ракетные комплексы С-300, способные поражать практически любую цель еще на дальних подступах. Здесь встретились с командующим ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майором Олегом Двигалевым. Его комментарий был краток:
- Объединенной системе ПВО Союзного государства в этом году 19 лет. Еще на ранних стадиях были определены ее основные направления, цели. Сейчас идем вперед, совершенствуя достигнутое.
...Раздался вой сирены, бойцы и командиры бросились по местам. Такие тренировки в порядке вещей. Скоро в Минске начнется чемпионат мира по хоккею, и военным специалистам объединенной системы ПВО предстоит наглухо закрыть небо страны от любых неожиданностей. В этом будут также задействованы российские экипажи и самолеты, в том числе "летающий локатор" А-50.
Генерал Двигалев сообщил, что Беларусь намерена продолжить закупки в России ЗРК "Тор-М2", завершаются также переговоры о поставке новых С-300. А в конце нынешнего - начале следующего года в Беларусь поступят российские учебно-боевые самолеты Як-130. Продолжатся выезды на ракетные стрельбы на российские полигоны Ашулук и Телемба.