23.04.2014 23:40
    Поделиться

    Эксперты: Новый закон о госзакупках пока не раскрыл все преимущества

    Новый закон пока не раскрыл все преимущества
    В первые три месяца работы нового закона о госзакупках удалось выявить очень много проблем. В то же время без этого механизма, особенно если он правильно функционирует, вообще невозможно добиться экономического роста. К такому выводу пришли участники десятой выставки-форума "Госзаказ-2014".

    Федеральный закон N44-ФЗ, который начал работать с 1 января 2014 года, стратегически лучше, чем 94-й, и способен качественно работать от планирования закупки до доставки, констатировал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Заметил он и другие успехи: в I квартале 2014 года закупок совершено на сумму более 457 миллиардов рублей. В сфере строительства экономия на закупках по конкурсу составила 2,8 процента, по аукциону - 4,9 процента.

    Однако практика первого квартала показывает, что работы и проблем еще очень много, констатировал глава ФАС. "В строительстве замечаем искусственное укрупнение заказа до 150 миллионов рублей (госнужды) и до 50 миллионов (муниципальные нужды). Это выводит на конкурс, а не электронный аукцион. И приводит к махинациям и откатам, - начал перечислять чиновник. - В конкурсах с ограниченным участием встречается "заточка" под нужного подрядчика путем произвольного установления заказчиком требований к материальным ресурсам".

    По мнению Артемьева, "ни в какие ворота не лезет сохранение параллельной системы госзаказа: можно вообще не проводить никаких торгов, а прямо из бюджета муниципального образования дать субсидию своему ГУПу". По его словам, до четверти бюджета в крупных муниципальных образованиях таким образом вообще выводится из системы госзакупок, "эта система должна быть уничтожена".

    Есть проблемы и с привлечением малого и среднего бизнеса. "Заказчик обязан осуществить не менее 15 процентов закупок у этого сегмента. Часто это делают через привлечение в качестве соисполнителей. Это невозможно администрировать или предприниматели получаются связанные с генподрядчиком", - заметил Игорь Артемьев.

    Однако глава ФАС прибыл не только критиковать, были озвучены и предложения ведомства. Во-первых, ввести электронный аукцион на строительство типовых объектов, во-вторых, исключить возможность произвольного установления заказчиком требований к материальным ресурсам при проведении конкурса с ограниченным участием. Да и вообще ускорить перевод конкурса в электронную форму.

    "Мы видим конкуренцию как один из самых главных инструментов экономического роста. Государственные и муниципальные закупки - это огромный источник средств для бизнеса (около 12 триллионов рублей). Если мы правильно все сделаем и будем больше привлекать предпринимателей, то мы в итоге сильно смягчим экономическую ситуацию", - резюмировал глава антимонопольного ведомства.

    Тем временем

    Госдума во вторник приняла поправки, по которым госкомпаниям, корпорациям и другим организациям с госучастием при нарушении процедуры госзакупок будут грозить крупные штрафы. Так, для должностных лиц штрафы колеблются от 10 до 50 тысяч рублей, для юрлиц - от 100 до 300 тысяч рублей. Непредоставление или преднамеренное искажение информации о закупках также будет наказываться. Должностным лицам придется облегчить карман на 10-15 тысяч рублей, а счета юрлиц могут похудеть на сумму от 30 до 50 тысяч рублей

    Поделиться