Сулавеси: Кораллы, каша и сидячие мертвецы

Думаете, что все лучшие пляжи и райские уголки планеты утопают в туристах? Тогда отправляйтесь на остров Сулавеси, формой напоминающий огромного осьминога с вытянутыми щупальцами.

Точнее на архипелаг Вакатоби на юго-востоке острова. Он считается одним из самых засушливых регионов Индонезии, получил свое название по первым слогам четырех островов в его составе - Ванги-Ванги, Каледупа, Томиа и Бинонгко.

Моря, окружающие эту территорию, еще в 1996 году получили статус национального подводного парка, а биологическое разнообразие сохранилось почти неизменным с доисторических времен. Пусть до этих мест нелегко добраться - потребуется плыть на пароме и каное - но именно здесь вы увидите волны, переливающиеся из голубого цвета в индиго и бирюзовый. Дайверам, чтобы повстречать здесь редких рыб, не понадобится отплывать далеко от берега, ведь даже среди прибрежных рифовых склонов они смогут повстречаться с рыбой-листом или рыбой-скорпионом.

Если ваша мечта - увидеть кита в его естественной среде обитания, то приезжайте сюда с ноября по апрель, в остальное время вам представится возможность поплавать с дельфинами, акулами разных видов, включая смертоносных барракуду и акулу-молот. А "искателям сокровищ” придется по душе поездка на затонувшие корабли в прибрежной зоне, среди которых выделяется японское судно, затопленное британскими бомбардировщиками в годы Второй Мировой войны.

Но если вы грезите кораллами, то отправляйтесь на крохотный остров Бунакен, около 8 километров в диаметре, на севере Сулавеси. Этот малютка хвастается тем, что коралловое разнообразие в его прибрежной зоне в семь раз превышает то, что украшает американские Гаваи.

Любителям необычных вкусов и острых ощущений (в буквальном смысле слова) стоит в первую очередь побывать на север Сулавеси в городе Манадо, где можно отведать известную местную кашу под названием Tinutuan (тинутуан) из риса, кукурузы, сладкого картофеля, тыквы, фрукта под названием кассава, шпината, лемонграсса и подается с рыбой, тофу, пирогом из соевых бобов и острыми приправами. Многие местные блюда готовятся в бамбуковых трубках, а затем запекаются на открытом огне.

Здесь можно найти много мясных кушаний, но держите ухо в остро, некоторые лавочники здесь могут предложить вам собачатину, а кое-где подается и мясо летучих мышей. Вегетарианцам стоит попробовать цветки папаи, но в целом большинство местных блюд содержат мясные компоненты, и даже овощи готовятся на мясном бульоне. Туристам, исповедающим ислам и иудаизм, тоже нужно относиться к местной еде с осторожностью: в блюда здесь часто кладут свинину, а при изготовлении маринада для мяса используют алкоголь. По приготовлению блюд вы сразу сможете понять их происхождение: кушанья, пришедшие из Китая, жарятся на раскаленном масле в воке, а блюда, вдохновленные голландцами, когда-то жившими на этих территориях, запекаются. Среди них - Breneibon, суп с почками, и klappertart, пирог с кусочками молодого кокоса.

Для утоления духовного голода стоит отправиться в Букит Касих, который переводится как Холм Любви (он расположен всего в 55 километрах от Манадо). Он был сооружен в 2002 году как духовный центр, где последователи различных мировых религий могли бы молиться и медитировать спина к спине на цветущем холме. Здесь построены сразу пять молелен - для католиков, христиан, индуистское святилище, мечеть и некий общий храм. В этом месте, по преданию, жили предки местных племен, лица которых высечены на склоне холма. Чтобы взобраться на его вершину, вам предстоит преодолеть 2435 ступеней.

Чтобы поглядеть на редкие виды животных, которых здесь водится в изобилии, стоит отправиться в горы провинции Горонтало, где водится птичка малео, которая чудесным образом способна откладывать яйца, величиной больше ее самой, и самый крохотный на свете примат тарсиус, который в длину составляет в среднем 10 сантиметров.

Если же вас влекут древние обряды, то отправляйтесь в Рантепао, столицу Северного Торая. Добираться придется в несколько этапов: сначала в аэропорт Джакарты или Бали, оттуда надо будет долететь до Макассара, а затем ехать на автобусе почти восемь часов. Жители этих мест известны своими многодневным похоронным процессиям, включающими жертвоприношение буйвола. По представлениям тораянского общества, такое жертвоприношение демонстрирует высокое положение семьи, а также совершается для того, чтобы животное "сопровождало" умершего в его загробной жизни. Хотя христианство сюда пришло вместе с католическими проповедниками на рубеже прошлого века, тораянцы продолжают следовать многим ритуалам своих предков. С собой на похороны стоит взять сахар или блок сигарет в качестве подарка для семьи умершего.

Правда, эта сфера постепенно коммерциализируется: для туристов здесь возводят специальные павильоны, из которых они могут наблюдать за происходящим. Сами похороны - дело недешевое: некоторые семьи хранят тела умерших в своих домах по несколько лет, чтобы накопить денег на траурную церемонию с жертвоприношениями животных.

Здесь же можно увидеть знаменитые тораянские дома в форме лодок на каменных столбах под названием тонгконан, что переводится как "место, где можно сидеть". Раньше их возводили без единого гвоздя, потому что и гвоздей в те времена не водилось. Строятся дома не хаотично, а по правилам, предписанным учением "Алук тодоло" или "Семь тясяч семьсот семьдесят семь жизненных принципов".

Фасад дома должен быть обращен к северу, что ассоциируется у тораянцев с небесами, "головой Вселенной". Вдобавок все строения должны быть украшены резьбой, как в зеркале отражающей происхождение и род занятий хозяина тонгконана.

Цвета, используемые для росписи, глубоко символичны: белый символизирует чистоту, красный - жизнь, черный - смерть. Также для украшения используются черепа и рога буйволов, сохранившиеся от различных ритуалов, причем, чем более обеспечена семья, тем больше костей.

Древние каменные саркофаги можно увидеть, побывав в гостях у племени Минахаса в деревне Саванган, которое хоронит своих мертвецов с сидячем положении. Могилы высечены в форме дома, и по некоторым данным, традиция эта существует с 1600 года до нашей эры. Однако стоит учесть, что никаких торговцев едой здесь нет, поэтому лучше запастись ею и напитками до поездки.