В Екатеринбурге поставили "Летучую мышь" со спецэффектами

Оригинальным оформлением сценического пространства, яркими, необычными костюмами героев, легкой и светлой музыкой и, конечно же, великолепным вокальным исполнением музыки Штрауса вновь порадовал уральского зрителя Свердловский театр музыкальной комедии. На этот раз на сцене под руководством главного режиссера театра Кирилла Стрежнева поставили "оперетту всех оперетт" - "Летучую мышь" Иоганна Штрауса.

Нынешняя постановка - это творческая переработка спектакля, поставленного на Урале в 1991 году. Тогда театр впервые в России обратился к оригинальному либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене, исключив ряд известных и любимых советским зрителем сцен, которые прижились в австрийской пьесе с легкой руки драматургов Вольпина и Эрдмана. Версия 2014 года по сравнению со своей предшественницей более совершенна в литературном плане. Перевод либретто был вновь отредактирован, так что текст стал понятнее российскому зрителю.

Кроме того, сообразно веяниям времени выполнено оформление сценического пространства. К примеру, особняк Айзенштайнов в первом действии исполнен в духе интерьерного минимализма. Внутри металлического каркаса, имитирующего стены дома, помещены лишь вещи, выполняющие строго утилитарную функцию: ванна, где в первых сценах нежится легкомысленная хозяйка дома Розалинда (Ольга Балашова), кресло, в котором коротает последние минуты перед арестом господин фон Айзенштайн (Евгений Елпашев), стол, где беззастенчиво поедает хозяйский ужин настойчивый ухажер Розалинды Альфред (Алексей Пьянков).

Порадовали глаз зрителя световая инсталляция и спецэффекты. Во втором действии, например, перемещенная вглубь сцены металлическая конструкция, изображавшая в предшествующих сценах особняк, вдруг осветилась яркими лампочками, сложившимися в рисунок крыльев летучей мыши. А дирижер оркестра, который к этому моменту пересадили на сцену и сделали участником всего происходящего, одетым в маскарадный костюм спустился к музыкантам из-под потолка театра на качелях, увитых мыльными пузырями.

Еще одно открытие новой постановки - актерский состав. Многие главные роли на предпремьерном показе, состоявшемся при полном зрительном зале, играли начинающие артисты, талантом, харизмой, силой голоса не уступающие любимым и признанным публикой актерам музкомедии. Так, великолепно исполнили свои роли госпожи Розалинды и служанки Адели Ольга Балашова, первый сезон выступающая в музкомедии, и Илона Револьская, студентка Московской государственной консерватории. Чрезвычайно обаятельным в роли Альфреда выглядел и тенор из Уральской государственной консерватории Алексей Пьянков. Очаровал публику и приглашенный из Сыктывкара специально на роль Айзенштайна Евгений Елпашев.

Привнесенные в классический спектакль XXI столетием новшества ничуть не изменили общей атмосферы пьесы, которую так точно передал еще в 1874 году после премьеры "Летучей мыши" в австрийском "Театре ан дер Вин" коллега-журналист из газеты "Морген пост". Он писал, что "сейчас в ложе театра можно заработать прекраснейшую морскую болезнь - настолько велика качка в партере под аккомпанемент волшебных звуков. Музыка щебечет, заливается соловьем, поет и издает трели, как настоящая весна".

Единственным минусом новой постановки стал, пожалуй, ее хронометраж: три часа с двумя антрактами для этой оперетты кажутся перебором. Второе действие, происходящее на балу у князя Орловского, показалось несколько затянутым. Да, каждый из музыкальных и танцевальных номеров по-своему прекрасен, но вместе они больше похожи на разрозненные номера гала-концерта, чем на связанные сюжетной линией части спектакля. Думается, в будущем спектакль все же войдет в более приемлемые для него временные рамки.