Сейчас почти забыты такие понятия, как "новаторство" и "изобретательство", существуют проблемы с R&D и промышленным дизайном. Отсутствуют эффективно работающие и доступные широкому кругу людей механизмы коммерциализации идей, изобретений и патентов. Возникает необходимость создания инструментов поощрения и развития инноваций и творчества, чтобы каждый человек из любой точки страны мог творчески реализовываться, воплощать свои идеи в жизнь и зарабатывать на этом.
Ключевым инструментом для этого являются крауд-технологии, а именно краудсорсинг, краудфандинг и краудинвестинг. Эти понятия образованы от слова "крауд" (англ. crowd - "толпа") и означают создание чего-либо c помощью усилий множества людей, их идей, фактического или финансового участия. Отличие краудфандинга от краудинвестинга в том, что люди не просто практически безвозмездно дают деньги на реализацию проекта, как в первом случае, а фактически выступают реальными инвесторами, получая часть прав собственности как на созданный продукт, так и на соответствующий доход от его использования или продажи.
В мире уже работают сотни крауд-платформ, в которых участвуют миллионы человек. С помощью краудсорсинга и краудинвестинга реализованы десятки тысяч различных проектов, только в 2013 году с их помощью привлечено более 5 млрд долларов народных денег. Коллективное финансирование инновационных и изобретательских разработок является популярным трендом во всем мире.
В России показатели значительно скромнее. На постоянной основе работают менее 10 краудсорсинговых, не более 5 краудфандинговых и почти ни одной краудинвестинговой площадки. За все время работы краудфандинга было привлечено около 5 млн долларов. При этом подавляющее большинство российских крауд-проектов связаны с реализацией социальных инициатив или некоммерческих историй и практически не связаны с созданием инноваций или реальных товаров.
Но крауд-проекты в России могут дать существенный импульс в экономическом плане. В первую очередь речь идет о создании с их помощью прикладных или потребительских инноваций. В этой сфере каждый может быть как потребителем этих инноваций, так и их автором или участником проекта по их созданию.
Потребительские инновации - это создание новых продуктов с участием или на основе идей самих потребителей. В большинстве своем это товары массового потребления, которые решают наши конкретные бытовые проблемы и влияют на уровень жизни каждого из нас. Это огромный рынок. Уже сейчас оборот розничной торговли непродовольственными товарами превышает 1 трлн рублей в месяц. Однако до сих пор львиная часть представленных в российских торговых сетях потребительских товаров (к примеру, для дома, кухни) разработаны и произведены в Китае или Европе. Хотя мы можем и должны создавать их в России.
Существующий внутренний спрос на подобные товары уже является колоссальным источником развития. Это и есть рынок для продукции наших инноваторов и изобретателей. Для того чтобы продукции, созданной на основе их идей и усилий, становилось как можно больше и она была доступна каждому россиянину, нужно еще многое сделать. Это касается как механизмов государственной поддержки, технологической инфраструктуры, имиджа российских разработчиков и производителей, качества продукции, так и политики российских торговых сетей. Как показывает практика, не так сложно что-либо создать и даже качественно произвести, гораздо сложнее попасть на полки в магазины. С этого и нужно начинать. Нужно дать шанс инновационным потребительским товарам, придуманным и созданным в России, стать максимально доступными российским покупателям.
В России уже создана и развивается специальная IT-платформа INNOBOS. С ее помощью и за счет использования крауд-технологий не только профессиональные изобретатели, но и любой человек, где бы он ни находился и какими бы ресурсами ни обладал, получает возможность превратить свою идею в реальный товар, а также принять участие в создании инновационной продукции. Ресурсы платформы можно использовать для тестирования идей, создания товаров, решения локальных задач разработки, производственного аутсорсинга и продвижения товаров на рынок. Благодаря активному использованию краудсорсинга минимизируются риски, сокращается время, а также стоимость разработки и вывода нового товара на рынок. Все товары создаются непосредственно вместе с их конечными потребителями, что делает продукты максимально соответствующими ожиданиям и запросам целевой аудитории. На портале анализируется реакция потребителей на товар еще до его появления. Для решения задач на всех этапах создания продукции используется потенциал множества профессионалов, экспертов и творческих гениев со всей страны.
Крауд-технологии позволяют менять мир к лучшему. Они дают возможность каждому развивать и реализовывать свой творческий потенциал, а также зарабатывать на своих идеях, где бы он ни находился. Именно они могут запустить драйверы роста, активировать и задействовать интеллектуальный и творческий потенциал населения.