Среднегодовая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, сократилась в течение десяти лет с 870,9 тысячи человек в 2002 году до 726,3 тысячи в 2012-м, то есть на 16,6%. По показателю внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП Россия (1,12% в 2012 году) по-прежнему уступает практически всем развитым странам. Из 26 стран, по которым ОЭСР опубликовала последние доступные данные за 2011 год, Россия - на 24-м месте. В Израиле показатель внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП составляет 4,38% (в 4 раза больше, чем в России), в Финляндии и Швеции - больше 3%, в США этот показатель составляет 2,77%, в Японии - 3,26%, в Германии - 2,84%. Меньшая, чем в России, доля ВВП расходовалась на исследования и разработки в Польше (0,77%) и Словакии (0,68%).
По словам младшего научного сотрудника ФГБНУ "Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов" (ТИСНУМ) Арсения Теличко, зачастую отсутствует реальная финансовая и техническая отдача финансируемого проекта: "Например, выделены деньги на исследование сверхпрочного волокна, способного в перспективе заменить бронежилет. Организация создала волокно, исследовала, написала статьи, отчеты, проект закрылся. А для внедрения или использования полученных наработок нужно время, желание, продвижение - к сожалению, в нашей стране с существующей бюрократией и коррупцией это практически нереально".
"Основная причина недофинансирования научной деятельности состоит в том, что у нас наука и инновации в целом не считаются конкурентным преимуществом. Из-за этого падает престиж отрасли и профессий, связанных с наукой, - считает гендиректор Центра разработок и исследований в Сколково Камиль Исаев. - Потенциал в науке, несомненно, есть, но для того, чтобы вложенные средства вышли на окупаемость, зачастую требуется довольно много времени".
Эксперты отметили, что любая научная разработка требует колоссального времени и усилий для прохождения всех этапов бюрократического согласования во множественных организациях. "Надо сократить время от разработки до промышленного внедрения в минимально сжатые сроки. Только в этом случае могут пойти инвестиции не только от крупных корпораций, но и от небольших компаний, крайне заинтересованных в развитии бизнеса", - убежден гендиректор "Бентус Лаборатории" Гайк Симонян.