Из мелких торговых объектов в городе останутся только киоски по продаже печатной продукции, мороженого, лотерейных билетов, воды. Кроме того, чиновники обещают не списывать со счетов продуктовые павильоны в районах, где сохраняется дефицит обычных магазинов. Заверяют, что оставят и некоторые торговые объекты на остановочных комплексах, однако и к ним отношение, скорее, негативное: эти розничные объекты превратились в "сельские лавки", торгующие всем подряд.
Замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир Боликов объясняет: формат уличной торговли, который активно развивался в городе с 1990-х годов, давно изжил себя. В областном центре уже достаточно цивилизованных торговых площадок: супер- и гипермаркетов, магазинов шаговой доступности. Они предлагают более качественные товары и подчас по гораздо более низкой цене, нежели киоски, где, напротив, часто продают товары непонятного происхождения и качества, не обеспечивают должные условия хранения продуктов, обвешивают покупателей, да еще и нередко организуют нелегальную продажу алкоголя. Потому и принят план по их сокращению. На смену ларькам должен прийти стрит-ритейл - торговые точки на первых этажах жилых домов, которые могут быть встроены или пристроены к зданиям.
Штрафстоянка для киоска
Очистить улицы от ларьков екатеринбургская мэрия пытается уже не первый год. В 2012-м официально утвердили схему размещения нестационарной торговли, в которую вошло около 3,5 тысячи объектов. Однако уже в 2013 году ее урезали до 2,6 тысячи точек, из-за чего 900 предпринимателей остались не у дел. Причем многие - с договорами аренды земли. Одни коммерсанты покорно свернули лавочку, а другие, напротив, решили судиться с мэрией.
В этом году городская власть в первую очередь взялась за незаконных торговцев, не заключивших договоров аренды, а самовольно расположившихся на участках и подключившихся к сетям. По примерным подсчетам, сегодня в Екатеринбурге около двухсот нелегальных торговых точек. И в мэрии отмечают: именно на них поступает больше всего жалоб. Добросовестные предприниматели недовольны тем, что нелегалы ощутимо снижают цены, ведь они не платят за землю и электричество, не заморачиваются и перечислением налогов. А потребители, как правило, недовольны качеством товаров и обслуживанием.
В этом году город выделил 2,2 миллиона рублей, чтобы убрать нелегалов. Схема эвакуации следующая. Сотрудники горадминистрации составляют акт о самовольном захвате земельного участка и передают его в полицию, которая устанавливает собственника и составляет протокол об административном правонарушении (статья 7.1 КоАП). Владельцу отправляют уведомление с требованием убрать киоск в семидневный срок. Если предприниматель не реагирует, то город за свой счет вывозит объект на эвакуаторе на штрафстоянку. Таким образом в первом квартале в Екатеринбурге снесли 72 объекта, из них 17 убрали за счет бюджета, остальные увезли сами хозяева.
Ума палатка
Впрочем, в мэрии признаются: механизм борьбы с киоскерами пока недостаточно эффективен - в арсенале муниципалитета нет серьезных санкций против владельцев ларьков. Нередко они чуть ли не на другой день после сноса возвращаются на старое место. Приходится применять эвакуатор снова и снова - пока коммерсанты не сдадутся.
- Получается, что впустую тратятся бюджетные средства, которые можно было бы направить на что-то более важное. Нелегальные торговцы должны наконец понять, что идет целенаправленная очистка города, работать им все равно не дадут, - предупреждает председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышева.
Дело еще и в том, что нелегальный бизнес не компенсирует затраты, которые несет муниципальная казна на эвакуацию киосков. Например, в случае эвакуации неправильно припаркованного автомобиля его хозяин обязан оплатить работу эвакуатора и хранение машины на штрафстоянке. А вот ларек можно просто забрать. В результате казна тратит на вынос одного киоска в среднем около 12 тысяч рублей, и эта сумма только отчасти компенсируется штрафом за самовольный захват земли. Ведь если для юридических лиц его размер составляет от 10 до 20 тысяч рублей, то для физических - от 500 до 1000 рублей.
- Горадминистрация выходила с инициативой увеличить санкции, но нам ответили, что совершенное деяние не столь значительное, чтобы повышать размер штрафа. Кроме того, с владельцев киосков гораздо сложнее взыскать компенсацию, чем с автомобилистов. Порой у владельцев торговых объектов вообще нет правоустанавливающих документов. Да и часто собственники не забирают свои киоски, - отмечает Елена Чернышева.
В мэрии напоминают предпринимателям, что ничто не мешает им работать легально. Так, сейчас утверждается схема размещения нестационарных торговых объектов на следующий год. Бизнесменам необходимо лишь до 1 сентября подать документы на рассмотрение специальной межведомственной комиссии, в которую входят сотрудники мэрии, Роспотребнадзора, МВД, МЧС. Решение примут в зависимости от того, есть ли потребность в нестационарных объектах на той или иной территории.
Удар по "малышам"
Представители предпринимательского сообщества, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "РГ", соглашаются с тем, что городу нужно бороться с нелегальной торговлей и приводить улицы в порядок. Однако уверены: полная ликвидация уличного ритейла сильно ударит по малому бизнесу. Ведь это несколько тысяч предпринимателей, которые худо-бедно, но платят налоги и предоставляют рабочие места. У многих из них не хватит средств, чтобы открыть магазин. А коммерсанты, готовые заняться стационарной торговлей, сталкиваются с множеством трудностей.
- В городе довольно сложно найти подходящую площадку, особенно в центре, - отмечает и директор союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Людмила Варакина. - Коммерсанты, которые приобрели помещения на первом этаже в жилых домах, испытывают сложности с переводом их из жилого в нежилой фонд. На согласование с различными органами уходит до двух лет. Поэтому предприниматели считают: раз мэрия выгоняет их с улиц, то должна предложить альтернативу. Это справедливо.
Владельцы ларьков подчеркивают: их услуги востребованы потребителями, которым намного удобнее покупать мелкий товар в киоске, нежели идти за ним в супермаркет. Тем более что и к супермаркетам у покупателей немало претензий.
- Нестационарная торговля закрывается в интересах крупного ритейла, - убежден предприниматель Тимофей Шелякин. - Ведь это конкурентная среда, где невозможно договориться о ценах и которая оттягивает у сетей значительную часть покупателей. С этим сложно бороться рыночными методами, но есть административный ресурс. Доходы населения пока не так высоки, чтобы все могли закупаться в супермаркетах. Вот когда они вырастут, киоскеры сами уйдут с рынка, оставшись без потребителей.
Между тем
Так или иначе киоскерам все равно придется подыскивать новое место работы. Их бизнес уже сильно подкосил запрет на продажу алкоголя, а с 1 июня в ларьках будет запрещено продавать еще и сигареты, что может добить уличную торговлю.Впрочем, недавно минпромторг РФ объявил о подготовке поправок в закон о торговле, направленных на поддержку нестационарных объектов. Пока федеральное ведомство рекомендует местным властям не сносить киоски, а если в этом есть нужда, то хотя бы предоставлять предпринимателям другие площадки.