Об этой программе, а также о других болевых точках в коммуналке "РГ" рассказал бывший глава Счетной палаты РФ, а ныне председатель наблюдательного совета госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" Сергей Степашин.
Сергей Вадимович, в Крыму и Севастополе нужно с нуля поднимать систему ЖКХ. Что нужно сделать в первую очередь?
Сергей Степашин: Система ЖКХ там всегда существовала и существует. Каким образом будет в дальнейшем организована работа в этих регионах, вопрос сейчас решается на уровне правительства.
Специалисты нашего фонда, которые входят в рабочую группу, уже в Крыму. Совершенно очевидно, что сначала надо не допустить сбоев в работе системы, не потерять имеющиеся наработки по инвентаризации жилого фонда, сохранить и развить взаимодействие с жителями. Кроме того, большого внимания требует вопрос утилизации отходов. Ну, и постепенно будем внедрять позитивный опыт в реформировании ЖКХ, который сложился в российских регионах.
Но есть и проблемы, которые требуют срочного решения уже в этом году. Это вода и электроэнергия, ибо они завязаны на Украине. Соседи начали перекрывать поступление технической воды, и это ужасно. Со своей стороны Россия уже начала копать артезианские колодцы, будем делать водовод из Ростовской области. Что касается электроэнергетики, то для этого технические возможности тоже есть. Нужны только средства и строительные мощности. А вообще в Крыму придется многое создавать если не с нуля, то после многолетнего застоя.
А что с аварийным жильем, которого там очень много?
Сергей Степашин: Я не сомневаюсь, что Россия выполнит свои обязательства, и жители аварийных домов Крыма и Севастополя, впрочем, как и другие россияне в таком же положении, получат новые квартиры.
Для этого сначала необходимо сформировать списки переселенцев и найти площадки под строительство новых домов. А аварийных домов там действительно очень много. Их общее количество пока даже не поддается подсчету. Украинское руководство ими, к сожалению, не занималось вообще. Россия же в этом вопросе готова реально помочь.
То есть новые регионы России вышли в лидеры по количеству проблемных строений?
Сергей Степашин: Лучше сказать так: в сложном положении с учетом климата, экологии и туристического будущего.
В некоторых других наших регионах дела обстоят немногим лучше, но движение уже началось. Проведя десятки лет в опасных домах, люди, наконец, поверили, что смогут переехать в нормальные современные строения. Обещание о том, что мы к 2017 году должны переселить всех, чьи дома были признаны аварийными на 1 января 2012 года, очевидно, будет выполнено. Но это, к сожалению, не значит, что проблема аварийного жилья будет снята в целом. Этой темой придется заниматься если не вечно, то достаточно длительный период.
А как можно помочь регионам, которые хронически не успевают выполнить программы по переселению?
Сергей Степашин: Я считаю, что надо искать дополнительные внебюджетные источники финансирования. Возможно, даже это будут средства самих собственников квартир в аварийных домах или доходы от продажи земельных участков под сносимыми домами.
Эти и другие механизмы привлечения внебюджетных средств прописаны в методических рекомендациях минстроя, которые министерство выпустило в декабре прошлого года. Есть еще одна проблема - это нерадивость администраций муниципалитетов. Именно поэтому теперь субъект может быть заказчиком на проведение стройки.
Кроме того, сейчас подготовлен законопроект, который предусматривает возможность регионам, завершившим до конца 2015 года переселение местных жителей из аварийного жилищного фонда, получения в 2016 и 2017 годах финансовой поддержки из средств фонда. Еще одним законопроектом предлагается расширить перечень возможных способов переселения россиян из таких многоквартирных домов. Например, предоставлять им квартиры по договорам некоммерческого найма. Это позволило бы снизить нагрузки на бюджетную систему за счет возврата части понесенных расходов в виде арендной платы.
Как обстоят дела с другими направлениями ЖКХ в России?
Сергей Степашин: Все не так хорошо, как хотелось бы. Это одна из самых сложных отраслей в нашей стране. Она касается практически каждого россиянина. И это одна из самых раздражающих население тем. Кроме того, очень долгое время, за исключением хрущевских переселений, никто не занимался решением проблем в этой области - ни в СССР, ни в России. Ситуацию, мягко говоря, запустили.
И вот с 2007 года государство комплексно взялось за решение проблемы. Не только за счет бюджетных средств, но и изменений концепции, привлечения населения к управлению жилищным фондом. Системными стали переселение из аварийного жилья, капремонты. Одним словом, проблем достаточно. Мне даже отец сказал: "Куда ты вляпался?" Я ему ответил, что кто-то же должен этим заниматься. Он сам, кстати, живет в небольшом пятиэтажном доме, где такие же проблемы, как у всех.
Что бы вы лично изменили в коммунальном хозяйстве?
Сергей Степашин: Первое, на мой взгляд, нужно сделать так, чтобы человек почувствовал себя хозяином в своем же доме. Без этого никакие реформы не будут эффективными, особенно те, которые касаются содержания домов, подъездов, прилегающих территорий.
Второе: надо разобраться с управляющими компаниями, работа которых, мягко скажем, вызывает нарекания жителей. Очень хорошо, что сегодня ставится вопрос об их лицензировании: на прошлой неделе Госдума приняла такой законопроект в первом чтении. Я эту идею, в принципе, поддерживаю, но для меня важно, кто именно будет принимать экзамены у управдомов и выдавать лицензии. Возможно, это должны быть не региональные власти, а независимые комиссии, чтобы не допустить коррупционной составляющей.
И, в-третьих, конечно, хотелось бы, чтобы новостройки, куда мы переселяем людей, были долговечными, энергоэффективными и достаточно дешевыми. Есть такое понятие - "умные" дома. Их всего 64 у нас на всю огромную страну. На Западе это целые микрорайоны и города. Вот к этому нам нужно стремиться, чтобы через 5-10 лет вновь все не перестраивать, не ломать и не думать о том, где найти деньги.
Будучи главой Счетной палаты, вы проверяли ЖКХ. Где было больше всего нарушений?
Сергей Степашин: Нарушений было достаточно много, каждый год мы выявляли их на несколько миллиардов рублей.
Лидировали вороватые управляющие компании, потом шло нецелевое использование бюджетных средств, потом - подрядчики, которые нечестно выигрывали тендер. Средства получили, строить не могут. По 2-5 месяцев и даже по году шли суды и, к сожалению, ничего не менялось.
Фонд активно взаимодействует со Счетной палатой. Аудитор Юрий Росляк, который как раз проверяет ЖКХ, присутствует у нас на каждом заседании наблюдательного совета. Материалы Счетной палаты нам очень помогают. Тех людей, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, мы держим на особом контроле.
Что еще может помочь в борьбе с управляющими компаниями - мошенниками, увеличивающими счета в платежках, плохо убирающими в подъездах?
Сергей Степашин: Поможет лицензирование, но нельзя сбрасывать со счетов и роль общественности. Здесь многое зависит от принципиальной позиции граждан, ведь сейчас ЖКХ во многом напоминает мутное болото. Благодаря общественности мы сможем провести реформу отрасли и сделать ЖКХ прозрачной сферой деятельности.
Каким образом, по вашему мнению, можно стимулировать наших жителей к более активному участию в судьбе дома?
Сергей Степашин: Появление ответственного собственника - дело не одного дня. Для этого уже применялся ряд стимулирующих мер, например, создание ТСЖ, внедрение системы установки счетчиков, пропаганда основ энергосбережения и другие.
Постепенно приходит осознание того, что быть активным и ответственным собственником экономически выгодно. Но, по мнению экспертов, окончательное понимание может прийти к жителям только лет через пятнадцать. И главная задача, как я это вижу - информационная и организационная поддержка активных собственников жилья, в том числе и со стороны общественных организаций, создание правовой основы для их деятельности. Президентом РФ уже внесен в Госдуму законопроект об основах общественного контроля в сфере ЖКХ.
Говоря о модернизации коммунального хозяйства, власти сейчас делают ставку на частных инвесторов. По-моему, вы с этим не совсем согласны?
Сергей Степашин: Действительно, ни один инвестор не пойдет работать в небольшие города, где живет меньше ста тысяч человек. Им это просто невыгодно. Что же тогда делать этим маленьким населенным пунктам? Мы предлагаем давать им ссуду из средств фонда с рассрочкой на 30 лет под три процента годовых. На эти средства они смогут реализовать, например, программу капитального ремонта. Это предложение неоднозначное, может быть, даже спорное, поэтому на днях я предложил Экспертному совету при правительстве РФ его проанализировать.
Думаю, что через месяц мы к этой идее вернемся. Ведь уже многие малые города изъявили желание участвовать в этой программе. Они не могут быть против, потому что у них нет собственных дополнительных средств.
За ремонт своего дома с этого года должны платить сами жители. Не воспримут ли они это в штыки? Тем более что в регионах очень разные ставки: в Петербурге - 2,5 рубля за квадратный метр, а в Ханты-Мансийском АО - 11,5 рубля.
Сергей Степашин: Это решение назревало и обсуждалось давно. Платить за капремонт и принимать активное участие в жизни своего дома будут собственники, а это не только жители, но и владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах, органы власти и организации.
А строчка в платежке "на капитальный ремонт" не является для россиян новостью. Это показывает и опыт работы фонда, для участия в программах которого необходимо было обеспечить софинансирование со стороны собственников. Спекуляции на эту тему несколько активизировались, и это естественно для такого масштабного процесса. Размер взноса устанавливается каждым регионом самостоятельно и должен учитывать бюджетные возможности региона и доступность размера взноса для граждан-собственников.
По данным ВЦИОМ, 54 процента россиян называют высокие тарифы самой главной проблемой в ЖКХ. Что надо сделать, чтобы не допустить необоснованного увеличения платежей?
Сергей Степашин: В первую очередь это зависит от надлежащей работы органов, регулирующих тарифы, а также общественных организаций. В практике работы Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ есть ряд примеров того, как отдельные граждане, жилищные инспекции и органы прокуратуры добиваются пересмотра и перерасчета некорректно начисленных коммунальных платежей. Очень важно распространять такую практику. Для этого необходимо информировать граждан. Люди должны знать и поверить, что в жилищно-коммунальной сфере они не одиноки в своей борьбе с недобросовестными дельцами.
Много разговоров в последнее время об авансовых платежах за коммунальные услуги. Расскажите, как вы на это смотрите?
Сергей Степашин: С учетом того, что, по оценке экспертов, 90 процентов собственников жилья - это добросовестные плательщики, то перевод отрасли на авансовую систему платежей надо бы рассмотреть не с сугубо финансовой, а с правовой точки зрения.
Возможно, стоило бы начать использовать авансовый подход при взаиморасчетах за услуги ЖКХ с юридическими лицами, которые представляют основную массу должников. Но и здесь есть нюансы. Например, когда неплательщиками являются детский сад или школа. Так что это вопрос сложный и подходить к решению следует очень деликатно.
Раз мы начали Крымом, давайте, им и закончим. Скажите, а что могут дать два новых субъекта российской экономике? Не получится ли так, что мы вкладываем-вкладываем, а отдачи никакой не будет?
Сергей Степашин: Будет отдача, совершенно точно. Это чудесное место, хороший климат, великолепное море, прекрасные курорты, которые осваивались еще царем батюшкой. Там проживает больше 2,5 миллиона человек. Уже очень скоро российский бюджет начнет получать прибыль от туризма, сельского хозяйства, точечных серьезных промышленных предприятий, работающих на "оборонку". А есть еще военно-морская база. Так что называть Крым "черной дырой" не правильно.
Между тем
Во время подготовки интервью Сергей Степашин был избран председателем Общественного совета при минстрое. "Теперь придется погрузиться в эту тему целиком, - отметил он. - А тот глубокий анализ ситуации, который был сделан за годы работы в Счетной палате, помогает работе в фонде, наблюдательном совете, а теперь и в министерстве".
Среди основных направлений деятельности госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" - программы переселения граждан из аварийного жилья, проведения капитального ремонта многоквартирных домов, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также осуществление информационно-разъяснительной деятельности, информирование и жилищное просвещение граждан. Также особое внимание уделяется вопросам использования энергоэффективных и энергосберегающих технологий в жилищном строительстве и привлечения частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, подготовки кадров для отрасли ЖКХ.