Россия уже поставила в Афганистан 12 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 в рамках контракта с США на поставку 30 машин данного типа. Всего же в эту страну через Пентагон уже поставлено 45 российских вертолетов этой модификации. Основной контракт на поставку этих машин был подписан "Рособоронэкспортом" и американским правительством в мае 2011 года. В соответствии с договоренностями между Москвой и Вашингтоном для афганской армии в рамках совместных усилий по борьбе с международным терроризмом будет поставлено 63 вертолета на сумму более 1,300 миллиарда долларов. Все винтокрылые машины этой марки изготавливаются в "ночном" варианте и оснащены приборами ночного видения.
Но исполнение контракта в связи с известными событиями на Украине оказалось под угрозой. Это связано с тем, что члены Конгресса США готовят дополнительные меры с целью усилить давление на Россию, включая введение санкций против "Рособоронэкспорта". Эта ситуация сильно обеспокоила американских генералов. Представители министерства обороны США, контролирующие выполнение контракта российской стороной, уже заявили, что Пентагон намерен не допустить наложения каких-либо санкций на "Рособоронэкспорт".
Столь резкое заявление, идущее в разрез с официальной позицией администрации президента Обамы, связано не только с потерей денег. Ведь в случае разрыва американцами контракта с нами, им придется заплатить примерно 100 миллионов долларов штрафных санкций. Главное, что американцы, выводящие свои воинские подразделения в этом году из Афганистана, не смогут выполнить обязательства перед Кабулом по поставкам военно-транспортных вертолетов для армии этой страны. А это является настолько важным для американской стороны, что Пентагон занял явно отрицательное отношение к позиции Белого дома.
Россия же, заявил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, несмотря на заявления Вашингтона о приостановке военного сотрудничества с Москвой, обязуется выполнить обязательства по вертолетному контракту с США. "Нам, конечно же, вставляют палки в колеса, мешают, но мы не останавливаем процесс, мы строго в соответствии с обязательствами продолжаем исполнять этот контракт. Собственно, как и по всем другим направлениям. Полагаем, что разум и добрая воля партнеров возобладают над сиюминутным эмоциональным порывом", - сказал он.
Почему американцы решили остановиться именно на российских вертолетах? Первоначально они собирались поставить афганцам свои боевые вертолеты "Апачи". Но довольно быстро эксперты сделали заключение: "Российские вертолеты Ми-17, предназначенные для работы в тяжелейших условиях Афганистана, признаны американской стороной наилучшими для этого региона, и альтернативы им на данном этапе нет". А "Апачи" проиграли нашим машинам по многим позициям. В частности, они гораздо дороже не только по стоимости, но и по обслуживанию, сложны в управлении. В Афганистане же довольно много пилотов, хорошо знающих российские вертолеты.
Ми-17В5 - современная модификация вертолетов типа Ми-8/17 - разработан Конструкторским бюро Московского вертолетного завода им.Миля при участии Казанского вертолетного завода с учетом опыта боевого применения его предшественников в разных вооруженных конфликтах, в том числе в Афганистане.
Вертолет предназначен для перевозки грузов и десантников внутри кабины и крупногабаритных грузов на внешней подвеске.
В десантном варианте на вертолете устанавливаются 36 сидений, 6 из них - легкосъемные. Ми-17 В-5 оснащен системой беспарашютного десантирования, которая позволяет осуществлять одновременный спуск четырех человек.
Вооруженный вариант Ми-17В-5 предназначен для огневой поддержки сухопутных войск, десанта при высадке или эвакуации, для осуществления прицельного бомбометания. Для защиты от РЛС ЗРК противника устанавливается бортовой комплекс обороны (БКО), включающий экранно-выхлопное устройство(ЭВУ), УВ-26 или АСО-2В, Л166-В1А и другое оборудование. Для применения в ночных условиях кабина адаптирована к использованию очков ночного видения. Ми-17 В-5 может быть укомплектован обзорными системами (FLIR) российского или западного производства.
Кроме того, российские машины отлично себя показали при работе в горах. Ми-17 прошел испытания в высокогорных районах Тибета. В результате были достигнуты: практический потолок до 6500 м, статический потолок до 4500 м, проверена возможность запуска двигателей в диапазоне температур от -40°С до +40°С на высоте свыше 6000 м. Американцы превзойти эти показатели не смогли.
Сегодня около 2 500 вертолетов семейства Ми-8/17 эксплуатируются более чем в 80 странах.