Потери российских предприятий из-за производственного травматизма и профзаболеваемости, дополнительных отпусков и сокращенной рабочей недели оцениваются примерно в 950 миллиардов рублей ежегодно, общеэкономические потери (включая выплаты пособий и страховок, досрочных пенсий и т.д.) приближаются к 2 триллионам рублей в год. Такие данные накануне Всемирного дня безопасности и охраны труда на производстве, который отмечается ежегодно 28 апреля, привел минтруд.
Но экономика экономикой, но гораздо хуже, что за этими астрономическими цифрами "прячутся" живые люди: около шести тысяч человек ежегодно получают диагноз профзаболевания (эксперты говорят, что реальная картина намного пессимистичнее официальных данных), около трех тысяч - становятся жертвами смертельных несчастных случаев.
Понятно, что сделать любую работу абсолютно безопасной, свести к нулю все факторы, отрицательно влияющие на организм, вряд ли возможно. Поэтому важно, чтобы руководители предприятия были заинтересованы (в том числе рублем) улучшать условия труда. На это направлен закон о специальной оценке условий труда, вступивший в силу с нынешнего года.
А с 2015 года, сообщил директор профильного департамента минтруда Валерий Корж, серьезно усиливается ответственность работодателей за нарушения в области охраны труда. "Потолок" штрафов для организаций увеличивается втрое - с нынешних 50 тысяч рублей до 150 тысяч. Максимальное наказание для руководителей (должностных лиц) ужесточается в шесть раз - с 5 тысяч рублей до 30 тысяч.
Наказания станут дифференцированными: те нарушения, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, будут караться максимально строго. Если работника "забудут" проинструктировать, допустят к работе без медосмотра, руководитель может быть оштрафован на 25 тыс. рублей, организация - на 130 тысяч. Отсутствие каски, спецодежды и прочих средств защиты обойдется в 30 тысяч рублей для руководства и в 150 тысяч - для предприятия.
Одна из наиболее тяжких провинностей - это когда руководство предприятий пытается скрыть несчастный случай. "Обязанности в области охраны труда есть не только у работодателя, но и у работников, - пояснили "РГ" в Роструде. - Каждый сотрудник обязан немедленно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья".
Но в жизни трудовые инспекторы нередко сталкиваются с тем, что, боясь потерять работу, люди идут на поводу у руководства и, даже обращаясь к врачу по поводу травмы, не говорят, что получили ее на рабочем месте.
Помогая работодателю скрыть несчастный случай на производстве, работники не задумываются о последствиях. Прежде всего материальных потерях, которые они будут нести. Если травма не признана производственной - размер выплат по больничному листу может быть значительно меньше. В случае утраты профессиональной трудоспособности работник лишается социального пособия, а в случае смерти - семья погибшего не получит никаких страховых выплат.
Олег Украинский, начальник управления по федеральному государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства Роструда:
Ситуации, когда работодатели скрывают происшедшие на производстве ЧП, отнюдь не редкость. Вот довольно типичный случай, который произошел на одной из шахт города Учалы. Горный мастер оказался зажат между вагонеткой и стенкой выработки. Видимых травм он не получил, и ни сменный мастер, ни сам пострадавший сообщили руководству предприятия об инциденте. Более того, обратившись в тот же день в травмпункт, работник сказал медикам, что получил травму живота в гараже, ремонтируя автомобиль, и врачи отпустили его домой. Лишь через три дня, когда состояние его резко ухудшилось, пострадавшего доставили в больницу. Работодатель известил инспекцию труда о том, что случилось, лишь через две недели, когда шахтер перенес уже три операции, и ситуация стала критической. Если бы медицинская помощь была оказана немедленно, если бы человека внимательно обследовали с учетом тяжести происшедшего, то, вполне вероятно, сегодня он бы был жив и здоров и продолжал работать.
В прошлом году работодатели пытались утаить от трудовых инспекторов 1112 несчастных случаев и 181 смертельный случай. При рассмотрении таких дел в суде, если несчастный случай был скрыт, этот факт рассматривается как отягчающее обстоятельство. Важно, чтобы работники твердо знали свои права и не соглашались, когда начальство под разными предлогами предлагает им не оформлять травму как несчастный случай. Например, перерыв на обед входит в структуру рабочего времени. Поэтому если работник получил травму в обеденное время, она также относится к категории производственных, и это должно быть зафиксировано решением специальной комиссии. То же самое, если беда случилась по дороге на работу или с работы, во время командировки (даже если время суток было нерабочее). Во всех этих случаях работнику положены такие же компенсационные выплаты, которые предоставляются сотруднику, получившему травму непосредственно во время работы на своем месте.