30.04.2014 00:00
    Поделиться

    В России могут запустить железнодорожные чартерные перевозки

    В России запустят специальный железнодорожный транспорт на внутренние курорты
    В России могут запустить железнодорожные чартерные перевозки, что позволит значительно снижать цены на билеты и организовывать недорогие пакетные туры на отечественные курорты. Все это сделает доступным красивейшие места нашей страны и будет способствовать развитию внутреннего туризма. Об этом и многом другом рассказал в интервью "Российской газете" президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов.

    Он также рассказал о новых возможностях для российских туристов на майские праздники и в предстоящем летнем сезоне.

    Андрей Юрьевич, кто должен убедить туроператорское сообщество в организации железнодорожных чартерных авиаперевозок? Извините, конечно, просто перевозок.

    Андрей Гаврилов: Вы знаете, ваша оговорка очень характерна. Когда мы произносим слово "чартер", то автоматически представляем самолет. Но и по отношению к поездам оно тоже справедливо. Думаю, нужно донести до туроператоров, что такая возможность есть, и Федеральная пассажирская компания готова на заключение соответствующих договоров. В общественном совете при Ростуризме есть комиссия по железнодорожным перевозкам, такая же работает в Российском союзе туриндустрии. Будем содействовать распространению такой информации, в том числе с помощью СМИ.

    Препятствий для организации чартерных перевозок не вижу. Менять законодательство необходимости также нет. На начальном этапе, думаю, возможно пустить отдельные чартерные вагоны. А в перспективе это могут быть и поезда, курсирующие в высокий сезон в определенном направлении или по специальным маршрутам. С учетом того, что РЖД начинает продажу билетов только за 45 суток, это было бы актуально для граждан, определяющихся с отпуском в короткий срок. К тому же такая возможность: хорошее подспорье к существующим мерам по увеличению пассажиропотока, которые РЖД принимает в высокий сезон. Немаловажно и то, что чартерные перевозки позволяют снизить цены и на билеты, и на конечную стоимость "пакетного" тура.

    А что нужно сделать для того, чтобы в России заработали чартерные железнодорожные перевозки?

    Гаврилов: Для начала отмечу, что попытки пускать так называемые "чартерные" вагоны уже были. Но это было связано с некоторыми трудностями. Главная заключается в том, что чартерные или групповые места туроператорами на железной дороге заранее не выкупаются. Соответственно, если пассажир по какой-то причине отказывается от поездки, Федеральная пассажирская компания несет убытки. Билет отказавшегося от поездки туриста невозможно оперативно заменить с сохранением места. Что же можно сделать в этой ситуации?

    Прежде всего туроператоры должны вносить предоплату за бронь определенного количества мест в поезде, как это происходит при организации чартерных авиаперевозок. Для этого надо подписывать договоры, например, на сезон. Тогда, насколько мне известно из общения с представителями ФПК, не будет проблем с пустыми местами и заменой фамилий. К тому же бизнес будет сам заинтересован в заполнении железнодорожного чартера, соответственно, будет и работать активнее.

    Недавно прошла информация, что туроператоры готовы продавать пакетные туры в Крым. Сколько они будут стоить?

    Гаврилов: Цена на отдых складывается из разных факторов. Принято считать, что организация самостоятельного путешествия на Юг России с проживанием в "частном секторе" дешевле. Хотя наши туроператоры говорят, что готовы организовать продажу "пакетных" туров в Крым, как в Турцию или Египет. В отдельных случаях по цене это может быть даже выгоднее. В стоимость пакетного тура включается перелет, трансфер из аэропорта, проживание с завтраками, если человек останавливается в гостинице или пансионате.

    С учетом принятого решения о государственном субсидировании авиаперевозок, которое почти в два раза позволит снизить цены на перелет из 16 крупных городов России в Симферополь, минимальная стоимость недельного "пакетного" тура составит в этом сезоне 16-17 тысяч рублей. Сейчас туроператоры работают над тем, чтобы люди могли оформлять туры в короткий срок, - за 2-3 дня.

    Мы также знаем, что принято решение об отмене с 1 июня налога на добавленную стоимость для авиакомпаний, перевозящих пассажиров в Крым. Это тоже гарантия снижения цен. Но говоря о перспективах, хотел бы отметить, что НДС в цене билета составляет всего 15 процентов. Гораздо больше на стоимость билетов влияют затраты на топливо и величина аэропортовых сборов. Так что есть еще над чем работать.

    На какой срок рассчитано принятое решение по субсидированию авиаперевозок в Крым?

    Гаврилов: Как правило, решения принимаются на определенный период. Так было с субсидированием авиаперевозок из Дальнего Востока и Сибири. Речь о сезоне идет и в данном случае.

    Началом курортного сезона, например, в Краснодарском крае, принято считать 1 июня. К этому времени обычно стабилизируется погода, прогревается вода. А заканчивается сезон на южных российских курортах обычно в конце сентября. Но в зависимости от спроса будет понятно, что делать с субсидированием перевозок дальше. Если возникнет необходимость реализации межсезонных турпродуктов в Крым, возможно, имеет смысл продлить срок действия данного постановления.

    Сколько россиян отдохнут в Крыму в предстоящий сезон?

    Гаврилов: Раньше в Крыму ежегодно отдыхали около 2 миллионов россиян. В сезон приезжали чуть больше миллиона человек - на автомобилях, поездах, прилетали самолетами. В силу известных обстоятельств в этом году можно говорить только о возможности авиационных и паромных перевозок. По предварительным данным Росавиации, самолетами можно доставить примерно 600-650 тысяч человек. Еще около 200 тысяч планируется перевезти паромами. Но, поговорив с коллегами из Крыма, мы узнали, что учтены не все возможности. Есть недавно построенные паромы, которые позволят перевезти еще около 100 тысяч человек. Также есть возможности перевозить отдыхающих судами на воздушной подушке.

    А Крым может заменить россиянам Турцию и Египет?

    Гаврилов: Если вы имеете в виду стоимость отдыха, то, да, может. Кстати, глубина продаж путевок в Турцию превышает два месяца, так что горящих туров туда ждать не стоит. А политическую ситуацию в Египте пока нельзя назвать абсолютно стабильной.

    Но равнять Крым с Турцией и Египтом в глобальном смысле я бы не стал. Турция и Египет - это прежде всего пляжный отдых. А Крым, помимо возможности отдыха у моря, обладает рядом других преимуществ. Во-первых, это касается уникального климата. Крым - идеальное место для реабилитации людей с бронхолегочными заболеваниями, там сухой воздух, насыщенный фитонцидами, все это вкупе с морем оказывает лечебный эффект.

    Во-вторых, Крым интересен с точки зрения культурно-познавательного туризма. Великолепные дворцы, которые были летними резиденциями первых лиц Российского государства, винодельческие предприятия. В Крым стоит поехать даже для того, чтобы посмотреть на "Ласточкино гнездо". Если вспомнить советские времена, то туристы, приезжающие в Крым, два-три дня купались, загорали, а после этого начинали ездить по экскурсиям, потому что это интересно. К тому же наши туроператоры готовы предоставить экскурсии как дополнительную опцию к пакетным турам.

    И, в-третьих, нельзя забывать, что Крым располагает широкой сетью здравниц, предоставляющих лечебные процедуры. Такого уникального сочетания оздоровительной базы с климатом, морем, историческими и культурными достопримечательностями на постсоветском пространстве больше нет. А вообще мне понравилось, как кто-то из моих коллег сравнил Крым по сочетанию всех факторов с Ниццей. Согласитесь, сравнивать Лазурный берег с Турцией и Египтом некорректно. Вот так же и с Крымом. Только отдых на нашем курорте, в отличие от Ниццы, приемлем по цене.


    У всех пассажиров появится повод для радости: чартерные перевозки снизят цену билета на поезд. Фото: ИТАР-ТАСС

    Представители предпринимательского сообщества считают, что в Крыму надо строить трехзвездочные отели. К этому, по их мнению, должно подключиться и государство. Может, лучше вкладывать деньги в модернизацию имеющихся объектов?

    Гаврилов: По информации отраслевого министерства Крыма, сейчас в регионе 825 средств размещения различной направленности. Из них 142 тысячи так называемых койко-мест в лечебно-профилактических учреждениях. Это немало. На наш взгляд, сейчас нужно сосредоточиться на использовании потенциала санаторно-курортного комплекса. Надо помочь собственникам привести эти объекты в хорошее состояние, чтобы они были конкурентоспособными.

    А параллельно необходимо создавать условия для бизнеса - предоставлять льготы, помогать с оформлением документов, прокладкой инженерных коммуникаций. Если это сделать, бизнес дальше сам все решит. Мы попросили крымских коллег подготовить предложения для включения их в ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы". Но все же считаю, что модернизация лечебно-оздоровительного комплекса для Крыма - вопрос стратегический. Это даст гораздо больше экономике полуострова, чем трехзвездочные отели. Ведь в санаториях отдыхающих можно принимать круглый год.

    Много говорилось о программе соцтуризма "Отдых", которая позволит предоставлять путевки со скидкой и круглогодично загружать российские здравницы.

    Гаврилов: Программа "Отдых", разработанная Ростуризмом, в высокой степени готовности. Сейчас еще раз тщательно просчитываются цифры. Важно доказать ведомствам, в частности минфину, что выпадающие доходы вернутся в бюджет. По программе предлагается внести изменения в Налоговый кодекс. То есть - относить средства, направляемые предприятиями на закупку путевок сотрудникам, на затраты, а не на прибыль. Это простимулирует работодателей и экономику. Ведь если путевки в те же крымские здравницы реализовывать круглогодично, выгода очевидна для всех. Кстати, программу "Отдых" можно внедрять и в Сочи, чтобы заполнять объекты, построенные к Олимпиаде. Надеемся внести документ в Госдуму до конца года.


     Рисунок Всеволода Арсеньева
    мнение

    Поедут ли в Крым иностранные туристы? В прошлые годы туда приезжали около 600 тысяч человек, то есть десятая часть всего турпотока, что, согласитесь, немало.

    Андрей Гаврилов: Для иностранных туристов сейчас есть сложности, связанные с внешнеполитической ситуацией и необходимостью оформления российских виз. Хотя уже введены новые правила безвизового въезда на 72 часа для иностранных пассажиров, прибывающих на круизных судах. Так что, думаю, поток "круизных" иностранных туристов сохранится, а возможно, и увеличится. Все-таки сейчас к Крыму в мире повышенный интерес.

    Однако для того, чтобы в будущем была возможность принимать больше судов, необходимо сейчас заняться серьезной реконструкцией ялтинского порта. Коллеги говорили, что в прошлый сезон принять даже 200 тысяч человек, путешествующих в круизах, Ялта не может чисто технически. А интерес и спрос иностранцев к курортам Черного моря есть, и немалый.

    А какие зарубежные направления будут востребованы в этом сезоне у россиян?

    Андрей Гаврилов: По-прежнему будет популярна Турция. Однако сейчас сложно прогнозировать, будет ли на этом направлении рост. Вряд ли можно ожидать и увеличения числа поездок в Египет. Однако стоит признать, что власти этой страны делают немало для стабилизации обстановки и безопасности туристов.

    Думаю, в этом году будет популярен отдых в Греции, Испании. Эти страны без особых сложностей дают визы. По-прежнему будут пользоваться спросом туры во Францию и Италию.

    Тем временем

    Стоимость туристической визы в Египет с 1 мая увеличится с 15 до 25 долларов. Такие данные сегодня озвучили крупнейшие турпоператоры, работающие на египетском направлении.

    По статистике, с января по февраль текущего года Египет посетили 1,3 миллиона туристов, что на 28 процентов меньше по сравнению с тем же периодом 2013 года. По данным Росстата, в прошлом году на курортах Египта отдохнуло более 1,9 миллиона россиян.

    Поделиться