29.04.2014 23:10
    Поделиться

    "Великих живописцев Ренессанса" покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    Из академии Каррара в Бергамо в Москву на три месяца приехала выставка "Великие живописцы Ренессанса", продолжая таким образом в год туризма Италии в России традицию показа шедевров из знаменитых собраний.

    Даже после выставок Караваджо и Тициана, Лоренцо Лотто и Модильяни, нынешняя выставка - событие исключительное. 58 произведений кисти итальянских мастеров XV-XVI дают возможность представить разнообразие и богатство эпохи Возрождения. Среди привезенных шедевров - работы Пизанелло и Боттичелли, Якопо Беллини, его сына Джованни Беллини и Перуджино, Карпаччо, Лоренцо Лотто и Джованни Морони...

    Такой пышный выезд из стен Академии Каррары ее "центровых" героев стал возможен, поскольку с 2008 года Академия переживает масштабную реконструкцию. В основу одного из самых богатых музейных собраний Италии легла коллекция графа Джакомо Каррара, который два века назад вполне в духе Просвещения решил основать в Бергамо Академию художеств. А поскольку художникам следовало учиться на достойных примерах, то он не только приобрел для Академии здание, но и подарил свою коллекцию живописи, которая насчитывала полторы тысячи работ. Коллекция (увы!) позже частично распродавалась, потом дополнялась собраниями других дарителей. В частности Гульельмо Локиса, у которого на вилле близ Бергамо был собственный музей, и Джованни Морелли, врача, знатока искусства, сенатора, который начал покупать медали XV века вместе с "утварью", чтобы доказать, что "в благословенные времена искусство не было отделено от повседневной жизни". Морелли также писал под псевдонимом Иван Лермольеф, выдавая сочинения за труды некоего русского. Его писаниями зачитывалась вся Европа, включая Зигмунда Фрейда и Артура Конан Дойля. А к началу ХХ века "учебное" собрание Академии Каррары превратилось в музейное, охватывая искусство пяти веков.

    Из привезенных в Москву работ практически любая могла бы претендовать на соло - "выставку одной картины", жанр, столь любимый ГМИИ им. А.С. Пушкина. И едва ли не каждая может служить подтверждением того, что "в благословенные времена искусство не было отделено от повседневности. Что, впрочем, для самих произведений искусства вовсе не всегда оказывалось счастливым случаем. Особенно не повезло одному из лучших полотен Лоренцо Лотто "Мистическое обручение Св. Екатерины" (1523). Мало того, что оно было отдано художником купцу Никколо Бонги, в доме которого Лотто жил, в качестве оплаты за жилье. Лотто задолжал за целый год. Во время войны с французами "вид с горой Синай", открывающийся за нарисованным окном, так понравился одному из солдат, что он... вырезал его из картины. С тех пор вместо окна на полотне - пустая плоскость, оставленная в качестве напоминания о варварстве.

    Впрочем, не всегда события были трагичными. Длинное живописное повествование, созданное Пезеллино в 1445-1450 годах по мотивам последней новеллы из "Декамерона" Боккаччо - об истории терпеливой Гризельды, изначально предназначалось для свадебного сундука ("кассоне"). Рассказ о страданиях бедной Гризельды (правда, вознагражденной за терпение в конце жизни) превращен Пезеллино в гармоничную картину, где "сладостное искусство перспективы" уживается с опытом церковных росписей Беато Анджелико.

    Говоря об итальянском Ренессансе, традиционно вспоминают мастеров Флоренции и Рима. Нынешняя выставка открывает эпоху Возрождения в Северной Италии, где сильно было влияние поздней готики, венецианской живописи и Дюрера... Это то Кватроченто и Чинквеченто, которое можно увидеть только в Бергамо. И три месяца - в Москве.

    Поделиться