Очевидно, что за исключением нескольких, в срочном порядке назначенных киевскими правителями генералов, значительная часть военнослужащих не считает нынешнюю власть легитимной, а ее действия законными. Мы не знаем, кто из пилотов сидел за штурвалами сбитых повстанцами над Славянском двух (по другим данным трех) вертолетов. Но нельзя исключать, что эти люди не были кадровыми военными и принадлежали к числу срочно набранных в западной Украине по идеологической разнарядке, так называемых "специалистов". Потому что майданные руководители с самого начала понимали, что не могут доверять армии.
Причин тому несколько. Во-первых, военное руководство Украины всегда, во все самые неспокойные времена, заявляло о нейтралитете и нежелании вмешиваться в политическое противостояние.
Во-вторых, в рядах военнослужащих, в том числе, набранных по контракту, есть представители как западной, так и восставшей восточной Украины. И будучи брошенными на подавление народного восстания, неизвестно чью сторону займут солдаты, от которых командиры потребуют стрелять в своих земляков.
В-третьих, многие военные руководители Украины понимают, что применение регулярных войск и тяжелой техники против гражданского населения в будущем может быть квалифицировано как военное преступление. Ведь власть в Киеве еще не раз сменится. И те, кто слишком рьяно сегодня исполнял приказы нынешних майданных начальников, окажутся за решеткой.
В-четвертых, с какой бы охотой на Западе не признавали нынешнюю власть в Киеве законной, сами украинцы думают иначе. И выполнять приказы никем не избранных и никого не представляющих временщиков, армейское руководство не спешит. Тем более что даже проведенные перед намеченными на 25 мая выборами соцопросы показывают: нынешнее руководство Украиной, наверняка, будет в полном составе отправлено в отставку новым президентом страны.
Все эти факторы делают армию непригодной для широкомасштабного использования в карательной операции. По сути, Киев может рассчитывать в борьбе против восставших регионов только на отдельные, переброшенные с западной Украины и сформированные из местных уроженцев подразделения. А также на тех националистических отморозков, которые привели Турчиновых и Яценюков к власти. Из этих бандеровских бригад была набрана национальная гвардия. Эти "сливки" националистов, которые готовы уничтожать всех инакомыслящих, украинские власти вооружили до зубов и бросили против юго-востока.
Однако нельзя исключать, что по мере разрастания конфликта, а такой сценарий выглядит наиболее вероятным, произойдет окончательный распад украинской армии. И подразделения, где преобладают жители юго-востока, перейдут на сторону земляков.
Предпринятая Киевом широкомасштабная военная операция в отношении протестующих регионов - не только намеренный срыв захватившими власть сторонниками Тимошенко предстоящих президентских выборов. Пролитая на востоке кровь - тот водораздел, за которым закончился миф о единой Украине. Эту кровь ни в Одессе, ни в Донецке, ни в Луганске не забудут. И не простят.
Украинской армии рано или поздно придется выбирать, с каким именно она остается народом. С теми, кто сделал из Бандеры икону и готов убивать мирных жителей юго-востока во имя своего кумира. Или с теми украинцами, кто не хочет быть гражданами второго сорта, защищает родную землю, право говорить на русском языке и отмечать 9 мая как день победы в Великой Отечественной войне.