Наверняка многие смотрели американскую комедию "Война невест", где две подруги с детства мечтали отпраздновать свою свадьбу в легендарном нью-йоркском отеле "Плаза", а потом наперегонки отправились к авторитетнейшему свадебному распорядителю в городе. Репутация агента заставляла девушек буквально выстраиваться в очередь, а свадебный распорядитель сама отбирала себе подопечных. В России рынок свадебных услуг настолько хаотичен, что даже сами свадебные агенты это признают.
"Новые агентства и свадебные распорядители появляются каждый месяц, - рассказывает Марина Гришко, генеральный директор студии праздников. - Складывается впечатление, что каждая десятая невеста после самостоятельно организованной свадьбы обнаруживает у себя талант свадебного распорядителя. Я уже не говорю о фотографах, ведущих, рестораторах, которые, насмотревшись на работу организаторов, вдруг решают, что и они могут оказывать такие услуги. И тогда, повесив на своем новом сайте фото с чужих свадеб, появляется новое агентство".
С этим соглашается и свадебный организатор Екатерина Устинова. По ее словам, из числа компаний, предоставляющих услуги свадьбы "под ключ", а таких в Московском регионе более двухсот, серьезных игроков около двух десятков, причем основная их часть ориентирована на высокобюджетные свадьбы от 3 млн рублей. Именно поэтому, заключая договор на организацию свадьбы, нужно тщательно изучить портфолио агентства, историю его деятельности на рынке и достоверность всей этой информации. "Активный прирост за счет новых игроков в свадебном бизнесе начался два года назад. Ежегодно прибавляется по 30-40 компаний. Огорчает, что качественные услуги оказывают очень немногие. Связано это со спецификой свадебного бизнеса, его "одноразовостью". Как правило, люди не обращаются за организацией свадьбы повторно. Есть пул компаний, которые завышают бюджет свадьбы в 3-6 раз, пользуясь тем, что молодожены часто не знают реальной стоимости услуг", - говорит Екатерина Устинова.
"Доверие к свадебным агентствам не растет никак, - сетует Олег Алмаев, представитель "исключительного свадебного агентства Family". - Основная причина - залетные агентства, которые пытаются спасти себя от краха, предлагая смешные бюджеты свадеб, некоторые клиенты на них соглашаются, а потом удивляются, когда их бюджет раздувается на глазах. Чаще всего такие агентства создают бывшие ведущие телеканалов, звездные фотографы, уволенные менеджеры ресторанов".
Классическая европейская свадьба на 30-50 человек в столице сегодня обойдется в 400-600 тысяч рублей. ВИП-уровень начинается от 1 млн рублей. Кстати, весной свадебные бюджеты ниже на 30-40%. Услуги свадебного агентства или агента, занимающегося торжеством "под ключ", обойдется клиенту в 7-10% свадебных расходов. А если невеста захочет нанять координатора свадебного дня, то его услуги будут стоить 5-20 тысяч рублей. К такому виду услуг часто прибегают пары, самостоятельно подготовившие "почву" для мероприятия и отдающие распорядителю поручение курировать все процессы празднования в день торжества.
Если бюджет "не срастается", его всегда можно подкорректировать. По статистике, пары чаще всего отказываются от профессиональной видеосъемки и дорогого транспорта. "На первой встрече, от чего пара готова отказаться, - это видео. Практически всегда это связано с незнанием того, что сегодня делают современные свадебные видеографы. Для многих свадебный фильм по-прежнему ассоциируется с трехчасовым скучным действом. Эту ситуацию изменит время и здоровая конкуренция, когда люди с новыми идеями потеснят тех, кто топчется на месте, - рассказывает свадебный распорядитель Роман Бояров. - Также постоянно слово "экономия" летит в сторону флористики и декора. Часто пары не понимают важности этой строчки свадебного бюджета, а также ее ценообразования".
По словам Олега Алмаева, клиент сегодня стал серьезнее подходить к вопросу бюджета свадьбы, чем пять лет назад: "Невеста не хочет сегодня покупать платье Wera Vang в Москве по цене в 250 тысяч рублей, а летит в США и покупает его за 2500 долларов. Клиент не хочет платить по 200 тысяч рублей за флористику, когда можно элегантно и со вкусом все сделать в несколько раз дешевле. Благодаря свадебным агентствам клиенты стали действительно экономить деньги и не в ущерб качеству и уникальности свадебной услуги. Именно этой задачей и должен заниматься свадебный организатор".
Кстати, мода на свадебные платья очень переменчива, хотя эксперты и утверждают, что главное выбрать то, что идет конкретной невесте. Сегодня считаются моветоном пышные платья с кринолинами, искусственными розами и прихватами. "В моде свадебные платья с обилием блесток и пайеток в форме русалочки или пышные с красивыми воланами в стиле Веры Вонг. Ценятся длинные шлейфы и длинная фата. Стоимость достойного платья начинается от 70 тысяч рублей", - рассказывает Ксения Афанасьева, глава свадебного агентства Weddingconsult.
Что касается самого свадебного банкета, то многие идут по западному пути. Самый модный формат сегодня - это выездная регистрация брака, как в европейских фильмах, и банкет в шатре. "Он непременно должен быть украшен цветами и тканями модных тонов - бирюзовым, лиловым, цвета фуксии. Если на свадьбе не будет изысканной фотозоны, то свадьба уже будет не в тренде", - говорит Ксения Афанасьева.
Впрочем, любой тренд в России прежде всего определяет погода. Летом больше всего проходит свадеб на природе, под белыми шатрами, зимой - в помещениях. "Тематических свадебных образов становится все меньше, и все больше растет спрос на красивые, семейные свадьбы на европейский манер - без советских традиций, без тамады, без лимузинов и выкатывания гостей по местам боевой славы, без выкупов на черных лестницах, - под звуки красивого джаза, прекрасного конферанса, с множеством зон, где гости смогут реализовать себя или чем-то себя увлечь", - резюмирует Олег Алмаев.
Выездная церемония регистрации брака, которая непременно нужна для европейской свадьбы, в том виде, в каком мы ее представляем, пока в российских реалиях невозможна. Если во всем мире можно зарегистрировать брак хоть в лимузине, то в России это можно сделать только в зданиях ЗАГС и дворцах бракосочетаний, а также в усадьбах и музеях.
"То есть почти все свадьбы с красивыми фотографиями и арочками - это театр. Да, мы уже семь лет пытаемся "уговорить" Управление ЗАГС на то, чтобы они выделяли выездных специалистов, за работу которых молодожены готовы платить. Но пока это сделать не получается, - говорит Олег Алмаев. - В усадьбах и музеях регистрация платная, ее оказывают коммерческие организации, и сама регистрация ничем не отличается от регистрации в ЗАГСах и дворцах. Все то же самое, только за большие деньги. Это стоит от 20 до 50 тысяч рублей. И с массой ограничений и обязательств. А иначе, идите в ЗАГС - говорят в этих коммерческих объектах регистрации брака".
Все это привело к тому, что пары начинают планировать официальную регистрацию брака и банкет на разные дни, предпочитая "расписаться" в будни, без родственников и друзей. Побочный эффект этой тенденции - уход в прошлое "ночевок" будущих молодоженов возле ЗАГСов, с целью обеспечить себе хорошее время регистрации и нужную дату. Хотя этому, конечно, поспособствовала и заработавшая система электронной записи в ЗАГСе.