После развала единой страны отдельные предприниматели "застолбили" за собой известные наименования продукции, получив патенты на их использование. И в тот же момент одноименная продукция, выпускаемая прочими предприятиями, стала нелегальной, несмотря на то что отвечала всем необходимым стандартам и требованиям, а сами производители "левых" товаров подвергались репрессиям со стороны контролирующих органов.
Так как же легализовать бывшие "общие" товарные знаки в отдельных странах и ТС в целом? К сожалению, здесь международный опыт нам не подсказка - в мире нет прецедентов на этот счет. Некоторые эксперты предлагали создать единый товарный знак для ЕЭП (Единое экономическое пространство), но это, по мнению Роберта Восканяна, слишком муторно. Потребуется проведение трех экспертиз в трех странах для каждого бренда, что, соответственно, утроит стоимость процесса.
Есть другой путь: принять закон, который бы позволил производителю, выпускающему продукцию определенного бренда до 1992 года, получить безвозмездную лицензию от нынешнего правообладателя на дальнейшее ее производство. Если же предприятие "вдруг" возжелает выпускать товар известной марки, то пусть эту самую лицензию уже покупает. Представитель департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Евгений Гриднев добавил, что в случае принятия такого закона необходимо зафиксировать в нем индивидуальный подход к каждому предприятию и товарному знаку. Ибо, например, компания, выпускавшая тот или иной "брендованный" товар до 1992 года, впоследствии могла обанкротиться, а на ее месте появилась новая фирма под тем же названием - такая контора не может претендовать на бесплатную лицензию...
По мнению Роберта Восканяна, проблему товарного знака в ТС создали не предприниматели, а государство. Поэтому и решать ее необходимо на государственном уровне - судя по всему, этим и займется будущий Институт товарного знака ТС. Пока же все три участника "тройственного союза" каждый как может противостоят контрафакту. Единый таможенный реестр ИС, провозглашенный гл. 46 ТК ТС, существует только номинально. Причина - юридическая казуистика (например, внесению в ЕТРОИС подлежат только те знаки, которые охраняются во всех трех странах) и немалая сумма страхового обеспечения, как минимум 10 тыс. евро, причем страховой договор должен иметь силу в каждой стране альянса.