Каковы принципы формирования единого рынка энергии и мощности в регионе ЕАЭС и в чем его выгоды для бизнеса?
Виктор Мясник: Большинство экспертов РФ, Беларуси и Казахстана сошлись во мнении, что в сложившихся условиях работы электроэнергетики в этих странах оптимальный вариант - это объединение спот-рынков с помощью единого координационного модуля. Такой подход позволит использовать механизмы, основанные на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции, учесть особенности национальных рынков и обеспечить энергетическую безопасность государств-участников. Что полностью отвечает основным принципам формирования общего электроэнергетического рынка.
Проект Концепции будет содержать дорожную карту, необходимую для поэтапного формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС с начала 2015 года.
Отмечу, что общий электроэнергетический рынок позволит стабилизировать цены на электроэнергию, обеспечить свободу перемещения товаров и услуг в сфере электроэнергетики и в целом максимально удовлетворить спрос на электричество. Кроме того, он позволит создать благоприятные условия для развития бизнеса за счет таких факторов, как использование рыночных механизмов во взаимной торговле электрической энергией; развитие конкуренции при ее поставках; обеспечение равноправного доступа участников общего рынка ЕАЭС к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики.
Хочу напомнить, что электроэнергетические объекты государств - участников ТС и ЕЭП объединены в единую энергетическую систему, созданную в советский период. Она строилась по принципу оптимального размещения генерирующих мощностей и строительства магистральных ЛЭП для передачи мощности центрам энергопотребления в разных регионах. То есть технологическая база общего "электрорынка" имеется.
Но страны - участницы ТС используют только 52% потенциала выработки мощностей. Межгосударственные поставки в ЕЭП составляют не более 20% от возможностей межгосударственных линий электропередачи.
Приведу пример взаимозависимости электроэнергетических систем стран ТС. Стоимость электроэнергии в Сибири при избытке там мощностей практически вдвое выше, чем на Урале. Поставка же электроэнергии из Сибири на Урал в требуемых объемах возможна при формировании общего рынка, потому что мощные линии электропередачи, связывающие эти две территории, проходят через Северный Казахстан.
Но в сфере энергетики ЕЭП пока остается немало изъятий и ограничений. Будут ли они устранены?
Виктор Мясник: Мы заметно продвинулись в решении вопросов по устранению изъятий и ограничений именно в сфере электроэнергетики, а конкретно в решении вопросов формирования электроэнергетических балансов и осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии.
В целом, формируемый проект Договора о ЕАЭС предполагает в части энергетики устранение 11 изъятий и ограничений как в электроэнергетике, так и по нефти и газу. Эти барьеры в основном связаны с вопросами доступа к объектам инфраструктуры стран-участниц, формирования общих энергетических балансов, ввоза энергоресурсов из третьих стран и экспорта в третьи страны. Гармонизация нормативно-правовой базы и формирование общего рынка будут проходить поэтапно.
Какие трудности могут возникнуть при интеграции электрорынков новых членов в ЕАЭС - например, Армении и Киргизии?
Виктор Мясник: В принципе, трудности зависят от специфики энергосистемы конкретной страны. Так, Республике Армения будет трудно интегрироваться в общий электроэнергетический рынок из-за отсутствия общих границ со странами - членами ЕАЭС. Поставки электрической энергии в Армению или из нее должны осуществляться через третьи страны. Поэтому на уровне глав государств - участников ЕЭП утверждена "дорожная карта" по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. В этой дорожной карте определены меры по поэтапной интеграции рынков энергоресурсов наших государств.
Скоординированная энергетическая политика обеспечит странам ЕАЭС эффективное использование общего энергетического потенциала и энергетическую безопасность. А синергетический эффект в этой сфере приведет к устойчивому развитию национальных экономик.