Еще в 2004 году мэрия предоставила Ольге "двушку" на техническом этаже дома на условиях социального найма. И не за красивые глаза - она много лет проработала дворником и техничкой, чтобы у ее детей было жилье. Вскоре обнаружилось, что на чердаке 16-этажного дома жить нельзя: стены "квартиры" промерзали, на трубе копилась влага, на стенах росла плесень. Женщина пошла по инстанциям, и поход оказался бесконечным.
Очередной протокол межведомственной комиссии Новосибирска был подписан в марте этого года. О том, что под потолком жилой комнаты проходит ливневый коллектор, там нет ни слова. Зато есть вывод: квартира пригодна для проживания при условии ремонта. Мол, надо бы наладить вентиляцию: в помещении буквально нечем дышать, комиссия признает, что "система вытяжной вентиляции находится в неудовлетворительном состоянии". И заодно - утеплить ливневую трубу, чтобы с нее на головы жильцов не капал конденсат. Это уже третье подобное заключение городской межведомственной комиссии, которое Ольга будет оспаривать в суде. А первое было признано судом незаконным ровно шесть лет назад - в мае 2008-го.
С тех пор ничего не изменилось: труба из квартиры Ольги никуда не делась. И СНиП, запрещающий прокладку внутренних канализационных сетей в квартирах, тоже никто не отменил. Но в мэрии Новосибирска обращать внимание на такие "мелочи" не намерены: суд признает одно заключение незаконным, а через несколько месяцев у чиновников появляется новое, с точно таким же содержанием, и его снова приходится обжаловать. Все это длится годами, три дочери Ольги уже выросли, постоянно болея на холодном плесневелом чердаке, и прекратить весь этот абсурдный процесс, видимо, не в состоянии ни один государственный орган.
Так, прокуратура области в ноябре прошлого года внесла представление не кому-нибудь, а мэру Новосибирска, потребовав устранить нарушения закона, - но Ольга с дочерьми по-прежнему живет на техническом этаже. Прокурорское представление было направлено и главному судебному приставу области - ведь решение суда от 2008 года не исполнено до сих пор! - но и это ни к чему не привело.
- Можно выдать обезьяне человеческий паспорт, и на этом основании доказывать, что обезьяна - это человек. У нас ситуация аналогичная: по документам эта будка на верхнем этаже является жилым помещением (проект был незаконно скорректирован и согласован мэрией в 2000 году), и все остальные аргументы игнорируются, - говорит Людмила Васильева, мать Ольги, представляющая ее интересы в судах и прочих инстанциях.
В мэрии между тем нарушений закона не видят. Там почему-то считают, что селить людей нельзя только в цокольных и подвальных помещениях - а на инженерных этажах очень даже можно. Единственная забота чиновников - быстренько сделать ремонт, утеплив трубу (которой там быть не должно), и забыть о проблеме. Для этого семью даже пытались выселить через суд, но чиновникам отказали.