"Подключение "контентных услуг" стало для операторов неплохим заработком в условиях, когда конкуренция заставляет сотовиков снизить тарифы на традиционные виды услуг связи. Как правило, это происходит без ведома абонента. Точнее, право операторов самостоятельно подключать дополнительные услуги может содержаться в типовом договоре, который мы подписываем, покупая SIM-карту. В результате на абонента "вешают" несколько сервисов. Например, автоответчик, антиопределитель номера, мелодии звонков, "черный список", подписку на справочные и рекламные сообщения и т. п. Причем половина из них - это платные услуги, на которые абоненты не давали согласия", - объяснил директор по связям с общественностью "Телекомпас" Александр Ромашко.
По словам партнера адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Романа Алымова, новый закон переносит ответственность непосредственно на оператора: "Если контент-провайдер, например, сообщил пользователю одну цену услуги, а фактически была списана большая, то теперь ответственность несет сотовый оператор. Раньше ответственность нес тот, кто оказывал услуги".
Помимо этого введена необходимость оплачивать контентные услуги с отдельного счета, на который надо будет специально переводить деньги. "В то же время не решена очень важная проблема: закон устанавливает, что для заказа контентной услуги пользователь должен совершить действия, которые его однозначно идентифицируют и фиксируют волеизъявление на подключение услуги, - пояснил Роман Алымов. - Но какие конкретно действия соответствуют этим критериям и как должно это соответствие подтверждаться, непонятно. Остается простор для злоупотреблений недобросовестных операторов и контент-провайдеров".
По мнению экспертов, на прибыли операторов нововведения отразятся несущественно. "Операторы начнут искать дополнительные способы, чтобы заполнить гипотетическое сокращение прибыли в этом секторе. Например, используя технологии LTE, более активно предлагать услуги по предоставлению "долгоиграющего" и тематического контента", - считает Александр Ромашко.