- Половина арендаторов заключила контракты в рублях, половина - в долларах. Арендодатели менять условия договоров не собираются. Следовательно, арендаторам деваться будет некуда: либо заплатить, либо уехать в класс ниже, - прогнозирует Эмзар Гимаев, гендиректор компании "ЛогИнУрал".
По данным консалтинговой компании Logopark.ru, к концу года рента по системе "все включено, кроме электроэнергии" составит 450-470 руб. за метр в классе "А", что всего на 5% ниже московских расценок, хотя еще год назад Екатеринбург отставал от столицы на 15%. Такая ситуация во многом обусловлена дефицитом качественных складских площадей (около 600 тыс. кв. м при действующем миллионе "квадратов"). Он образовался в результате отложенного спроса 2009 года и провальных показателей ввода в 2012-м. С учетом этих обстоятельств Екатеринбург рискует уступить лидерство среди региональных городов-миллионников Уфе, Перми, Челябинску и Новосибирску. На руку конкурентам играет наличие вакантных площадей: если в столице Урала этот показатель не превышает 0,1%, то в Челябинске он равен 9%, в Новосибирске - 17%.
По словам гендиректора "Сигма логопарка" Андрея Панина, последние несколько лет Башкортостан переживает складской бум. Есть примеры, когда компании, на найдя подходящий терминал в Екатеринбурге, приходят в Уфу. Сейчас в городе представлено 76 тыс. кв. м "А" и "В" класса. К концу этого года будет запущено еще 45 тыс. Пермь располагает 100 тыс. кв. м, Челябинск - 107 тыс., причем более 50% построены под заказ и находятся в собственности у производителей и крупных дистрибьюторов. Ровно через год состоится ввод первой очереди Южноуральского ТЛК, площадью 82 тыс. кв. м. Через него в Россию пойдет поток китайских грузов.
Чтобы удержать пальму первенства, екатеринбуржцам необходимо активнее осваивать формат build-to-suite, считают аналитики. В московском регионе строительство объектов под заказ становится все более популярным, спрос на него вырос на 30% за последние 1,5 года. Основными заказчиками выступают торговые операторы и дистрибьюторы.
В Екатеринбурге интерес к build-to-suite есть, но пока не явный, замечает Виталий Хиль, гендиректор Logopark.ru. Сейчас он не превышает 10 тыс. кв. м, хотя эта цифра может вырасти до 120-160 тыс. в ближайшие 2 года с учетом увеличивающегося дефицита качественных складских площадей. "У местных девелоперов нет большого опыта стройки под заказ, они сомневаются, что выдержат сроки. В то же время 4 федеральных застройщика заявили, что готовы реализовать подобные проекты в регионе", - говорит он.