Новости

07.05.2014 20:52
Рубрика: Экономика

Безвизовый софт

Магнитогорские программисты создали инновационный продукт для российской платежной системы
На федеральном уровне дан старт созданию национальной платежной системы (НПС), призванной обеспечить бесперебойность денежных переводов в РФ и гарантировать независимость от Visa и MasterCard, которые в последнее время превратились в рычаги экономического воздействия Запада на Россию. В сфере IT-технологий сегодня ставка делается на создание продуктов, направленных на укрепление российской национальной валюты. Программистам с Южного Урала удалось внести свой вклад в развитие рублевой платежной системы.

Не изобретать велосипед

Еще до начала создания НПС в стране функционировало несколько отечественных платежных систем. Некоторые из них изначально создавались для организации взаиморасчетов между российскими банками, подключенными к консолидированной сети банкоматов. Роль исполнителей по всем необходимым банковским операциям с деньгами и сегодня берут на себя процессинговые (операционные) центры. Программы для их безошибочной работы - это верх мастерства специалистов в области IT-технологий.

Целостный законченный прикладной программный продукт, как, собственно, и сам процессинговый центр одной из крупнейших российских ПС, создали специалисты магнитогорской IT-компании. Программисты из второго по величине города Челябинской области смогли разработать инновационный продукт, не имеющий аналогов в мире, - именно он лег в основу работы созданного ими же операционного центра одной из российских платежных систем. Она, по мнению известного экономиста Михаила Хазина, вполне могла бы претендовать на статус национальной: это мировой лидер среди подобных продуктов, к тому же имеющий объединенную расчетную систему. Если к ней, убежден Михаил Хазин, присоединить ВТБ-24 и Сбербанк, НПС могла бы быть запущена в самое ближайшее время.

Но основное преимущество уральской разработки кроется даже не в сроках возможного превращения некоей локальной платежной системы в национальную, а в том, что работает она полностью на российском софте, без лицензий Visa и MasterCard. Впрочем, время, которое планируется потратить на создание НПС, также играет большую роль: разработка нового программного продукта такого уровня может затянуться на годы.

- Первый этап создания НПС, а именно объединение платежных инфраструктур российских участников рынка, реально осуществить в сжатые сроки. Достаточно подключить к существующей российской платежной системе наиболее значимые независимые структуры. Технология подключения новых участников уже отработана на десятках проектов. Реализация технического этапа займет не более 2-3 недель и позволит объединить сети банкоматов, киосков и пунктов выдачи наличных практически всех российских банков и обрести независимость от соответствующих услуг международных платежных систем на территории РФ, - рассказывает гендиректор магнитогорской IT-компании Юрий Колякин.

Для полной локализации национальной платежной системы в дальнейшем необходимо сделать еще несколько шагов, к примеру, реализовать проект поддержки свитчинга (переключения потребителей с продукта конкурентов на собственный. - Прим. ред.) операций и взаиморасчетов по розничным торговым операциям. Реализация этого этапа проекта, по расчетам разработчиков, займет не более полугода.

За безопасный трафик

По словам челябинских экспертов банковской сферы, локализация платежного трафика внутри страны необходима, и решение о создании НПС оказалось как нельзя кстати. В том числе и в целях защиты персональных данных, снижения себестоимости платежных транзакций, установления внутренних правил выполнения операций, а также собственной независимой системы взаиморасчетов и комиссионирования.

Основная ценность любой платежной системы - ее разветвленная инфраструктура, напоминающая разросшуюся крону старого дерева: сотни ветвей, тысячи взаимосвязей, включая объединенную терминальную сеть, операционные расчетные центры платежной системы, процессинговые центры ее участников. И если сегодня формирование НПС идет на федеральном уровне, то ясно, что рано или поздно изменения последуют и на уровне субъектов РФ, в региональных операционных центрах банковской сферы.

- После разработки и внедрения НПС, с моей точки зрения, коренных изменений в работе региональных операционных офисов произойти не должно, - говорит региональный директор операционного центра российского банка Алексей Юхачев. - О выгодности таких изменений пока рассуждать преждевременно. Сейчас вряд ли можно однозначно утверждать, что доходы превысят расходы, ведь пока неясно, каков будет срок окупаемости затрат на внедрение НПС.

По словам декана факультета вычислительной математики и информатики ЮУрГУ Глеба Радченко, в период перехода к НПС в регионе при необходимости возможно использование мощностей университетского суперкомпьютера. Применение суперкомпьютерных вычислений может быть востребовано для интеллектуального анализа финансовой информации, проведения аналитических расчетов, финансового планирования и прогнозирования, поддержки экономических решений, что позволит существенно облегчить переходный период.

Расчет по мобильному

При всем том расцвет эпохи традиционных пластиковых карт, как утверждают аналитики, уже позади: с каждым годом увеличивается доля мобильных платежей, и в ближайшие три года она будет только расти. Согласно ежегодному мониторингу магнитогорских программистов, всплеск интереса к такой форме платежей можно назвать революционным - в исследованиях 2012 года эти технологии не входили даже в пятерку ключевых тем IT-индустрии. Все дело в том, что мобильные платежи способны уже сегодня стать весомой альтернативой привычным пластиковым картам, которые уйдут в прошлое - разумеется, не моментально, а постепенно.

- Конечная цель создания любой платежной инфраструктуры - это сервисы, предоставляемые клиентам. Но только правильно построенная инфраструктура позволяет, следуя рыночным трендам и развитию платежных и информационных технологий, поддерживать как традиционные сервисы (например, снятие наличных, оплата покупок, платежи, переводы), так и новые, - разъясняет Юрий Колякин. - Именно поэтому следует считать, что платежные сервисы, как и платежные инструменты (банковские карточки, например) вторичны: сегодня в ходу одни, завтра появятся другие.

Однако, несмотря на прогрессивный настрой, в индустрии электронных платежей серьезной проблемой продолжает оставаться мошенничество. Преступления, совершаемые без физического использования карты, получают все более широкое распространение и, по мнению экспертов, скоро сравняются по опасности с инцидентами, связанными со взломом систем интернет-банкинга. Поэтому человеку защита собственных средств видится пока все же более надежной с кусочком пластика в руках, чем без него.