Ветошь на колесах
Свыше 80 процентов техники в Копейском пассажирском автобусном предприятии выработало свой ресурс, но пока ни о какой замене подвижного состава здесь речи не идет: средств на покупку новых автобусов у предприятия нет.
- Низкие тарифы на перевозку пассажиров и взлетевшие цены на дизельное топливо сделали деятельность компании убыточной, - констатирует директор МУП Сергей Валеев. - Практически весь автопарк работает сегодня на солярке, стоимость которой с начала года настолько поднялась, что дешевле было бы, наверное, заправлять пассажирские автобусы бензином премиум-класса.
При этом переводить автопарк на более экономичный вид топлива, сжатый метан, руководство не спешит: бессмысленно тратить деньги на переоборудование морально и физически устаревших машин.
- Никто не спорит с тем, что использовать сжатый метан при организации пассажирских перевозок значительно выгоднее, чем ездить на дизельном топливе, но проблема не в этом, - рассуждает Сергей Валеев. - Нет смысла переоборудовать старые автобусы, надо оснащать автопарк новыми моделями, работающими на КПГ. Это не только экономически более выгодно, но и по отношению к природе справедливо, ведь такой вид топлива - один из самых экологически чистых. Однако без поддержки государства перевод городских автопарков на новый вид топлива, по моему мнению, просто невозможен.
По словам директора МП "Магнитогорский городской транспорт" Геннадия Маркина, помимо затрат на приобретение газомоторного транспорта, нужно учитывать еще и немалые расходы на создание всех необходимых условий для его эксплуатации. Речь идет о переоборудовании производственной площадки, монтаже приточно-вытяжной вентиляции, специальных датчиков и многом другом.
- Только на приведение в соответствие с нормами производственной площадки потребуется не один миллион рублей, и в данном случае сэкономить не получится, ведь речь идет о безопасности людей, - говорит Геннадий Маркин. - Кроме того, неизбежны траты на обучение технике безопасности всего персонала предприятия, и на этом также экономить нельзя. В итоге выходит: не так уж доступно перейти с дизеля на сжатый метан. Хотя, конечно, будущее за газомоторным транспортом, и, думаю, все профессиональные перевозчики это осознают, к примеру, частные компании Магнитки уже имеют машины на метане.
Более того, магнитогорские перевозчики лидируют в регионе по количеству транспорта, переоборудованного на газ. В МУП "Челябинский автобусный транспорт" также имеется 30 автобусов, работающих на сжатом метане. Общее количество техники, работающей на КПГ, в Челябинской области пока исчисляется десятками, хотя планируется к 2020 году 50 процентов общественного транспорта в регионе перевести с дизельного топлива на сжатый метан.
Баллон за пазуху не спрячешь
Осложняет ситуацию и тот факт, что противятся переводу автобусов на метан водители и механики. Причины такого неприятия понятны, хотя на круглых столах и совещаниях об этом говорить не принято. Ни для кого не секрет: как руководство транспортных предприятий ни борется с самовольными сливами топлива, бензин по-прежнему нередко продолжает утекать налево.
Газ не сольешь. Баллоны герметичны и, как уверяют эксперты, безопасны в использовании. При этом если в емкостях с пропан-бутаном (такие зачастую используются в маршрутных такси) газ находится под давлением 16 атмосфер, то в баллонах с метаном давление достигает 200-220 атмосфер. Поэтому вопросам безопасности при производстве машин, работающих на КПГ, уделяется особое внимание, уверяют представители автобусного завода, расположенного в УрФО.
Баллоны с газом не находятся в багажном отделении, как пропан-бутановые, а располагаются непосредственно под днищем автобуса, защищены специальным противоударным элементом, их практически не видно. О высокой степени безопасности свидетельствует и тот факт, что с заводского конвейера сегодня сходят в том числе модели школьных автобусов, работающих на метане. Современная техника славится малым "аппетитом" - после заправки можно проехать от 400 до 700 километров.
- Мы учитывали технические возможности новых моделей автобусов, работающих на метане, при определении местоположения на Южном Урале заправочных станций, осуществляющих поставку КПГ, - рассказывает руководитель филиала санкт-петербургской компании, участвующей в реализации проекта по развитию газомоторного транспорта в Челябинской области, Валерий Васюточкин. - До 2015 года планируется построить в регионе пять базовых станций и 20 передвижных, сейчас под них выделяются земельные участки. Как только эта работа будет завершена, сразу стартует строительство заправочных станций.
Природный газ как альтернативный вид топлива в Челябинской области планируется использовать не только в компримированном виде, но и в сжиженном. На территории Свердловской области уже работают два специализированных комплекса, которые сжижают природный газ (при минус 190 градусах природный газ переходит в жидкое состояние, что делает его хранение и доставку более экономичными). Удобно и то, что на автотранспорте, использующем сжиженный природный газ (СПГ), установлен бак, аналогичный бензиновому, при этом пробег на одной заправке составляет уже 1-1,2 тысячи километров.
Сэкономить все-таки удастся
Сегодня цена дизельного топлива в Челябинской области достигает 32-33 рублей за литр, тогда как стоимость КПГ - 11 рублей за кубометр. При этом один литр дизельного топлива равен 1,3 кубометра метана. Так что затраты на приобретение новой газомоторной техники окупятся в достаточно короткий срок.
- Рынок техники на метане сегодня переполнен различными предложениями не только отечественных, но и зарубежных компаний. Особенно много моделей китайских производителей, которые заранее смекнули, что спрос на метановую технику будет высоким. Выходя на новый рынок сбыта, они активно демпингуют, - рассказывает директор по развитию курганского автобусного завода Андрей Сухарев. - При этом на газомоторную технику с целью ее популяризации последние годы за рубежом цены устанавливаются значительно ниже, чем на ту, что работает на дизеле и бензине. Госполитика во многих странах стимулирует переход на новый вид топлива: в том же Китае перевозчикам, переходящим с бензина на газ, выплачивают приличные субсидии.
В настоящее время проект документа по государственному субсидированию транспортных компаний, переходящих на КПГ, находится на подписи у премьер-министра РФ. Как сообщили в министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, уже известно, что реализовываться этот проект будет на условиях софинансирования. В случае принятия федерального закона на господдержку смогут рассчитывать как муниципальные, так и частные пассажирские перевозчики.
На региональном уровне также внесены изменения в законодательные акты с целью включения дополнений в конкурсную документацию при проведении электронных аукционов и конкурсов на оказание услуг по пассажирским перевозкам. Отныне дополнительные баллы в муниципальных конкурсах будут получать те перевозчики, в парке которых есть газомоторный транспорт.
Сергей Смольников, заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области:
- Челябинской области необходимо обновление подвижного состава транспортных компаний. Для реализации пилотного проекта выбрано Челябинское муниципальное автотранспортное предприятие. Уже в этом году запланировано приобретение порядка ста автобусов, работающих на сжатом метане. По нашим подсчетам, на первом этапе обновления транспортного состава потребуется свыше 300 новых автобусов, работающих на КПГ, для семи транспортных МУПов области. Но это не значит, что частные перевозчики останутся не заинтересованными в переходе на сжатый метан. В настоящее время в регионе формируется конкурентная среда - в развитии инфраструктуры участвуют две крупнейшие газовые компании, и это положительный момент.