Новости

08.05.2014 14:35
Рубрика: Культура

Каннский фестиваль в фактах и легендах

Менее чем через неделю, в среду 14 мая откроется 67-й Каннский международный кинофестиваль. Его история богата легендами, выросшими из фактов, но обросших домыслами - как правило, сентиментальными и поэтическими. Потому что Каннский фестиваль - не только самый знаменитый и влиятельный, но и самый любимый фестиваль мира. О нем пишут неизменно с нежностью.

Вот некоторые из таких легендарных фактов.

Каннский фестиваль явился на свет как протест против фашизма. В самом буквальном смысле слова: это был ответ муссолиниевской Венеции, запустившей первый в мире международный киносмотр. Венецианские жюри первыми предложили и сугубо идеологический подход к искусству, награждая близкие по духу фильмы, лояльные нацизму. Разразился скандал: делегации Франции, Англии и США покинули церемонию закрытия Венецианского фестиваля, и вскоре французы предложили альтернативный фестиваль - в Канне.

Первый Каннский фестиваль открылся 1 сентября 1939 года, показал фильм "Горбун собора Парижской богоматери" с Чарльзом Лаутоном и тут же закрылся: начиналась Вторая мировая война.

Второй Первый Каннский фестиваль прошел в 1946 году и стал первым крупным культурным событием в послевоенной Европе. Были представлены фильмы 18 стран. Чтобы отблагодарить все страны за участие, жюри присудило 11 Гран-при. Особенно много наград получила страна-победительница - СССР: Гран-при удостоен фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера, приза за режиссуру - Михаил Ромм ("Человек № 217"), приза за цвет - "Каменный цветок" Александра Птушко, гран-при за лучший документальный фильм - "Берлин" Юлия Райзмана. Специальный приз достался французу Рене Клеману за "Битву на рельсах".

На этом фестивале французский модельер Луи Реар впервые продемонстрировал публике дамский купальный костюм из двух предметов. Костюм назвали "бикини" в честь острова, который был разодран атомными испытаниями в 1946 году. Так Каннский фестиваль стал еще и площадкой для демонстрации сенсационных новинок. Например, здесь впервые предстали публике новоизобретенные часы "Таймекс", фотокамера "Полароид" и первый в мире компьютер компании IBM.

В 1948 и 1950 годах фестиваль не состоялся вообще из-за отсутствия денег. Но уже через пару лет он обзавелся спонсорами, его стало щедро финансировать государство, да и кинокомпании оценили его мощный рекламный потенциал, стали устраивать пышные приемы, тоже вошедшие в легенды. Так, в 1957 продюсер американского фильма "Вокруг света в 80 дней" устроил по случаю премьеры торжественный ужин для светской публики в компании живых тигров. Почуяв вкусные запахи халявы, тигры озверели, и гостям пришлось спасаться бегством.

В 1961 году в Канне был впервые развернут кинорынок, ставший самым крупным в Европе.

Долго боролись за свои права кинокритики, и наконец хаотические киносеансы, организуемые Ассоциацией французских критиков, приняли вид "Недели критики" - второй параллельной программы Каннского феста.

Первой женщиной, возглавившей жюри, стала Оливия де Хэвиленд в 1965 году. Первой женщиной, завоевавшей Золотую пальмовую ветвь, оказалась Джейн Кэмпион, режиссер новозеландского фильма "Пианино" (1993).

В 1968 году Канн посетили Битлы, но были никем не замечены - свободно ходили по Круазетт, никто ими не интересовался. Возможно, еще и потому, что из Парижа уже докатывались волны студенческих волнений, и на одной из первых фестивальных премьер Франуса Трюффо лично не дал открыть занавес, чтобы помешать показу фильма Карлоса Сауры "Мятный коктейль". Члены жюри в знак солидарности с борющимися студентами сложили полномочия, фестиваль был отменен. Зато на следующий год политические события этого горячего лета затопили каннские экраны: призы были присуждены фильмам против греческой хунты ("Z"), о протестующих студентах ("Если"), пролетарских демонстрациях ("Одален 31") и восставших крестьянах ("Антонио дас Мортис").

В 1972 жуткий крик подняли феминистки, протестуя против афиши фильма Феллини "Рим", где была изображена легендарная волчица, кормящая шестью сосками волчат. С той поры они не оставляют фестиваль своим вниманием - два года назад устроили скандал, не обнаружив среди участников официальной конкурсной программы ни одной женщины. Дирекция фестиваля тогда оправдывалась тем, что не делит кино по гендерному признаку: если женщина вдруг снимет хороший фильм - welcome! Но в 2014-м, по-видимому, решила заранее обезопасить себя от подобных упреков и более трети программы сформировала из "женского кино", а в жюри, возглавляемом Джейн Кэмпион, женщины на этот раз доминируют.

В 1975 году во Дворце фестиваля нашли бомбу - ее подложила неведомая организация "Народной борьбы против извращений гуманности". Бомбу обезвредили, про организацию больше никто не слышал.

В 1980 году забастовкой электриков был прерван показ фильма "Сталкер" Тарковского. С той поры эти забастовки регулярно приурочиваются к фестивалю, и проекторы Дворца нередко работают на резервных аккумуляторах. Случаи, когда сеансы прерываются из-за отсутствия света в кинотеатрах города, стали почти обыденным явлением.

В 1984 году была основана галерея звездных ладошек у подножья фестивального Дворца - первыми оставили свои оттиски в глине Жерар Депардье, Филипп Нуаре и Софи Марсо. Из российских актрис этой чести была удостоена Татьяна Самойлова.

В 1991 году разгоряченная толпа ждала самую отвязную и сексуальную из звезд - Мадонну. Ко всеобщему изумлению, певица явилась одетой под примерную школьницу - ее волосы были завязаны узлом на затылке, а ноги скрывали детские носки до колен. В легенды вошел и счастливый миг, когда старлетка Симона Сильва потеряла свой лифчик. Его быстро водрузил на место актер Роберт Мичем, но старлетка уже вошла в историю фестиваля.

Рекорд по числу данных за день интервью установила Мерил Стрип: она ухитрилась побеседовать с 48 репортерами.

Самая контрастная пара открыла фестиваль 1986 года - 14-летняя Шарлотта Гэйнсбург и 94-летний Шарль Ванель, легендарный актер французского кино, исполнитель роли Дьяболика, который умер за три года до своего столетия.

В 1987 под улюлюканье публики Золотую пальмовую ветвь получил Морис Пиала за фильм "Под солнцем сатаны". "Вы мне тоже не нравитесь", - парировал освистанный режиссер, высоко подняв приз.

А главным возмутителем спокойствия на Каннском фестивале был и остается Ларс фон Триер. Скандальным стало уже его первое появление на подмостках фестивального Дворца: режиссер был так разъярен решением жюри присудить его фильму "Европа" не Золотую пальмовую ветвь, а третий по рангу Приз жюри, что в своей благодарственной речи назвал команду Романа Поланского "собранием карликов". Вторым скандалом стал его манифест "Догма", встреченный одними критиками восторженно, другими - со скептицизмом; премьера "Танцующей в темноте" прошла под смесь аплодисментов с "буканьем", а после пресс-конференции, где датский режиссер признался в своем сочувственном отношении к Гитлеру, фестиваль объявил его персона нон грата. После коммерческого провала его последней картины "Нимфоманка" предполагавшийся показ в Канне авторской версии второй части фильма, судя по всему, не состоится.

Из советских и российских фильмов в разные годы призы Главного каннского конкурса увозили:

  • "Мусоргский" Григория Рошаля (Приз за художественное оформление, 1951),
  • "Великий воин Албании Скандербег" Сергея Юткевича (Международный приз, 1954),
  • "Большая семья" Иосифа Хейфица (Приз за лучший актерский ансамбль, 1955),
  • "Отелло" Сергея Юткевича (приз за режиссуру, 1956),
  • "Лурджа Магданы" Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе (Гран-при за лучший короткометражный фильм, 1956),
  • "Сорок первый" Григория Чухрая (Специальный приз жюри, 1957),
  • "Летят журавли" Михаила Калатозова (Золотая пальмовая ветвь, 1958),
  • "Баллада о солдате" Григория Чухрая и "Дама с собачкой" Иосифа Хейфица (Призы за программу, 1960),
  • "Повесть пламенных лет" Юлии Солнцевой (Приз за режиссуру, 1961),
  • "Оптимистическая трагедия" Самсона Самсонова ("Специальный приз, 1963),
  • "Ленин в Польше" Сергея Юткевича (Приз за режиссуру, 1966),
  • "Солярис" Андрея Тарковского (Большая специальная премия, 1977),
  • "Сибириада" Андрея Кончаловского (Специальный приз жюри, 1979),
  • "Ностальгия" Андрея Тарковского (Специальный приз жюри, 1983),
  • "Покаяние" Тенгиза Абуладзе (Специальный приз жюри, 1987),
  • "Мать" Глеба Панфилова ("Приз за выдающиеся художественные достижения", 1990),
  • "Такси-блюз" Павла Лунгина (1990),
  • "Самостоятельная жизнь" Виталия Каневского (Приз жюри, 1992),
  • "Луна-парк" Павла Лунгина (1992),
  • "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова (Гран-при, 1994),
  • "Молох" Александра Сокурова (Приз за сценарий Юрия Арабова),
  • "Свадьба" Павла Лунгина (Приз за лучший актерский ансамбль"),
  • 2000, "Изгнание" Андрея Звягинцева (Приз лучшему актеру - Константин Лавроненко, 2007).

В этом году в борьбу за "Золотую пальмовую ветвь" вступает "Левиафан" Андрея Звягинцева.

Культура Кино и ТВ Мировое кино 67-й Каннский кинофестиваль Кино и театр с Валерием Кичиным Гид-парк