Как долго существует ваше издательство, как возник проект?
Сергей Аляев: Издательство основано в 2003 году. С самого начала нашей деятельности мы работали только по конкретным заказам.
От частных лиц?
Аляев: Не только. Работаем с крупнейшими российскими компаниями - готовим книги по истории предприятий, к юбилейным датам, подарочный фонд предприятий, корпоративные библиотеки. Одно из направлений нашей деятельности - работа с частными заказчиками, в том числе создание "семейных историй".
Много ли у вас частных заказчиков, которые хотят, чтобы вы написали книгу о них?
Аляев: На протяжении всех лет работы мы не отмечали снижения интереса к нашей деятельности со стороны заказчиков.
Кто эти люди, которые просят написать книгу о своей семье - известные или нет, олигархи или обычные люди?
Аляев: Как правило, заказчики подобных книг - люди, уже удовлетворившие весь набор базовых потребностей (если опираться на пирамиду Маслоу). Для них актуален вышестоящий набор потребностей: уважение, исследование, познание, эстетические потребности. Что касается "обычности" - в судьбе наших героев всегда есть нечто интересное, наша задача - лишь подчеркнуть это и верно преподнести факты.
Если это неизвестные люди, для чего это им? Вряд ли для того, чтобы продавать книгу о своей семье - кому она нужна, кроме самого заказчика и его семьи? Или нет?
Аляев: Цели могут быть различны. Как правило, для заказчика важен сам факт создания рукописи, таким образом фиксируется история, создается легенда семьи, уточняются спорные моменты, всплывают забытые подробности. При этом заказчик волен расставлять акценты в соответствии исключительно с собственными представлениями о людях и исторических событиях. Все прочее при этом - форма выпуска, адресаты - иногда не столь важны для заказчика. Впрочем, есть и те заказчики, для которых форма, облик книги важны не менее ее содержания.
Как происходит написание книги - например, семейной саги? Заказчик наговаривает автору под запись воспоминания? Встречается ли автор с другими членами семьи? Ездит ли по местам, о которых рассказывает заказчик?
Аляев: Многое зависит от параметров конкретного заказа: глубины проработки истории, планируемого объема рукописи, временных и географических ограничений. Форма сбора информации может быть абсолютно любой - личные встречи, беседы, интервью, списки вопросов в письменном виде, работа с семейными или публичными архивами. А чаще - все из перечисленного сразу в рамках одного проекта.
В ходе работы над книгой автор или авторы могут встречаться не только с членами, но и с друзьями семьи. Если есть необходимость, на натурные съемки выезжают и фотографы издательства.
Кто придумывает сюжет, драматургию?
Аляев: Сюжет книги все же больше присущ художественным произведениям. Это отдельное направление - у нас были и подобные заказы, наши авторы писали полноценные романы по биографиям заказчиков. Для документальной книги более важна структура повествования. Здесь работает авторский коллектив и редакторы, они на этапе проработки и утверждения плана книги предлагают и согласовывают с заказчиком структуру изложения, отталкиваясь от его изначальных предпочтений и целей.
Часто ли приходится спорить с заказчиком, доказывать, что с точки зрения профессионалов надо писать так-то и так-то, добавить (придумать) что-то, о чем-то умолчать?
Аляев: В своей деятельности мы ограничены лишь рамками действующего законодательства и общечеловеческими моральными нормами. Во всем остальном мы стараемся учесть пожелания заказчика. Спорами с заказчиком о его вкусах мы не занимаемся, это контрпродуктивно. Справедливости ради следует отметить, что случаев, когда нам было бы стыдно за написанное или изданное нами по просьбе заказчиков, не было в нашей практике.
Разумеется, если заказчик захочет получить консультацию профессионала на любом этапе работы, мы его консультируем.
В каждой семье есть и положительные герои, и отрицательные, есть свои "скелеты в шкафу". Но если заказ на книгу о семье, то наверняка какие-то негативные моменты опускаются. Не получается ли тогда семейная сага сахарной, неинтересной и неправдивой?
Аляев: Подобные оценки излишне субъективны и выходят за рамки нашей компетенции. Создаваемые книги прежде всего предназначены для внутреннего потребления. Такие книги создают профессионалы, работа которых оценивать лишь текст, но не поступки героев. Если некто пошил себе костюм на заказ, то наше ли дело - обсуждать цвет его подкладки?
Не случается ли разногласий с другими членами семьи заказчика книги, ведь у них может быть совершенно другой взгляд на события и персонажей?
Аляев: Подобные ситуации, даже если они и возникают, за рамками нашей компетенции.
В семейных сагах про реальные семьи описывается только прошлое и настоящее? А не было ли просьб заглянуть в будущее, написать про будущее конкретной семьи?
Аляев: Пока таких заказов не поступало. Полагаю, для наших заказчиков подчас проще воплотить что-то в реальность в ближайшем будущем, чем просить придумать это профессиональных сочинителей.
Кто ваши авторы?
Аляев: Круг довольно широк, но это исключительно профессиональные писатели и журналисты.
Авторов выбирают заказчики?
Аляев: Как правило, кандидатура автора согласовывается с заказчиком еще на первом этапе совместной работы.
Если это мемуары, то, наверное, на обложке стоит имя реального персонажа. А если это биография или семейная сага?
Аляев: Заказчик всегда имеет возможность поставить любой псевдоним на собственной книге.
Что вас лично поразило во время работы в проекте в судьбах людей, в историях их семей? Есть ли какие-то типичные вещи или неожиданные открытия?
Аляев: Заказчики подобных книг - личности довольно яркие, вряд ли тут можно говорить о каком-то общем знаменателе, скорее - о неожиданностях. Впрочем, это конфиденциальная информация.
Сколько стоит заказ книги о своей семье, от чего зависит цена?
Аляев: Стоимость очень индивидуальна, зависит от ряда факторов - объема книги, сроков работы, способа изготовления и переплета, тиража, дополнительных услуг (фотографов, художников) и т.п. Определенно можно сказать лишь одно - такими услугами не пользуются на "последние деньги", как и любой иной услугой индивидуального характера.
Сейчас модно искать в своей семье знаменитые корни, получать какие-то дворянские звания, выстраивать генеалогию рода и писать воспоминания. Как вы полагаете, как дальше будет развиваться этот процесс?
Аляев: По нашему опыту, тщеславие - не в числе наиболее популярных целей при издании подобных книг. Повторюсь, подобные книги чаще делаются для "внутреннего потребления". По крайней мере, в нашей практике не было случая, когда заказчик просил бы "приукрасить" собственную родословную.