Накануне проект рассматривали на общественном экспертном совете по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае.
Это уже не первое обращение специалистов к теме транспортировки угля через территорию Приморья. Она волнует жителей населенных пунктов, выбранных под строительство новых портов. Люди наслышаны об "угольных дивидендах", доставшихся населению городов и поселков Приморского и Хабаровского краев, вблизи которых расположены терминалы. Соседство с портами существенно ухудшило там экологическую ситуацию: практически везде уголь переваливают на открытых площадках, и уровень концентрации пыли в воздухе превышает все нормативы. Кстати, схожие проблемы возникают при перевалке свинцового и цинкового концентратов, глинозема.
Особый резонанс тема получила в прошлом году в связи с планами строительства терминала в приморском поселке Славянка, жители которого собирались провести референдум. Решающее слово сказал тогда губернатор Приморья, запретив стройку, а краевые парламентарии обратились в Госдуму с предложением внести изменения в ряд законодательных актов РФ по охране атмосферного воздуха.
- По своей конструкции и технологиям перевалки угля терминал в Суходоле также предлагается открытый, что допускает прямой контакт груза с окружающей средой. Это проект XX, а не XXI века, он не соответствует инновационной стратегии развития страны и не способствует устойчивому развитию территории, - заявил замдиректора Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Евгений Новосельцев.
С еще более резкой критикой выступили биологи: этот проект помешает созданию в крае рыбного кластера, от реализации которого Приморье может получить гораздо более серьезные дивиденды.
Учитывая, что у угольщиков большие планы связаны с экспортом на рынок АТР и строительством еще нескольких терминалов, члены общественного совета предложили запретить на законодательном уровне возведение на территории Приморья комплексов открытого типа для сыпучих грузов. А кроме того, внести необходимые поправки в схемы территориального планирования, правила землепользования и застройки территорий.
Эксперты отметили: поскольку в крае приступают и к другим масштабным проектам (завод СПГ в Хасанском районе, нефтехимический комплекс и предприятие по производству удобрений под Находкой), стоит выработать общие подходы к их оценке. Нужна большая информационная открытость. Пока же нередки случаи, когда инвесторы хитрят, проводя общественные слушания по отдельным этапам проектов, что не позволяет оценить их в комплексе.
Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Приморского края Алексей Почекунин заверил, что "инвесторы поставлены в известность, они отметили обеспокоенность информационным вакуумом вокруг проектов и готовят программы публичности".
Как подчеркивают члены экологического совета, они не возражают против экономического развития территории, а лишь выступают за эффективное размещение новых производств, ведь Дальний Восток - это не только транспортный коридор, но еще и регион, обладающий большими рыбными ресурсами.
- Негативное отношение к таким проектам во многом связано с их информационной закрытостью, с отсутствием доступа широкой общественности к связанным с ними административным решениям и документам. Все это порождает излишние слухи, опасения, что будут применяться устаревшие технологии, которые нанесут вред здоровью жителей и окружающей среде, - подытоживает академик РАН Петр Бакланов.
Борис Преображенский, главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, председатель координационного совета по экологическим проблемам Приморского края:
- Нужно рассматривать всякое будущее строительство в комплексе, соразмеряя финансовые траты и экологические последствия. В любом проекте существует презумпция опасности, то есть каждое производство опасно, пока не доказана его безопасность. И в этом нет прихоти упрямых людей и скандалистов, мы понимаем необходимость социально-экономического развития Приморья. Но нужно принимать грамотные государственные решения по отношении к населению и развивать здесь марикультуру, прибрежное рыболовство, а не только газонефтепереработку и прочие опасные для окружающей среды производства.