Новости

08.05.2014 08:03
Рубрика: Экономика

Уголь под колпаком

Экологи протестуют против строительства в Приморье открытых терминалов для сыпучих грузов
12 мая в селе Романовка Приморского края пройдут общественные слушания по оценке предполагаемого воздействия на окружающую среду угольного терминала мощностью 20 миллионов тонн. Для его строительства угольный холдинг "Сибирский деловой союз" выбрал бухту Суходол.

Накануне проект рассматривали на общественном экспертном совете по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае.

Это уже не первое обращение специалистов к теме транспортировки угля через территорию Приморья. Она волнует жителей населенных пунктов, выбранных под строительство новых портов. Люди наслышаны об "угольных дивидендах", доставшихся населению городов и поселков Приморского и Хабаровского краев, вблизи которых расположены терминалы. Соседство с портами существенно ухудшило там экологическую ситуацию: практически везде уголь переваливают на открытых площадках, и уровень концентрации пыли в воздухе превышает все нормативы. Кстати, схожие проблемы возникают при перевалке свинцового и цинкового концентратов, глинозема.

Особый резонанс тема получила в прошлом году в связи с планами строительства терминала в приморском поселке Славянка, жители которого собирались провести референдум. Решающее слово сказал тогда губернатор Приморья, запретив стройку, а краевые парламентарии обратились в Госдуму с предложением внести изменения в ряд законодательных актов РФ по охране атмосферного воздуха.

- По своей конструкции и технологиям перевалки угля терминал в Суходоле также предлагается открытый, что допускает прямой контакт груза с окружающей средой. Это проект XX, а не XXI века, он не соответствует инновационной стратегии развития страны и не способствует устойчивому развитию территории, - заявил замдиректора Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Евгений Новосельцев.

С еще более резкой критикой выступили биологи: этот проект помешает созданию в крае рыбного кластера, от реализации которого Приморье может получить гораздо более серьезные дивиденды.

Учитывая, что у угольщиков большие планы связаны с экспортом на рынок АТР и строительством еще нескольких терминалов, члены общественного совета предложили запретить на законодательном уровне возведение на территории Приморья комплексов открытого типа для сыпучих грузов. А кроме того, внести необходимые поправки в схемы территориального планирования, правила землепользования и застройки территорий.

Эксперты отметили: поскольку в крае приступают и к другим масштабным проектам (завод СПГ в Хасанском районе, нефтехимический комплекс и предприятие по производству удобрений под Находкой), стоит выработать общие подходы к их оценке. Нужна большая информационная открытость. Пока же нередки случаи, когда инвесторы хитрят, проводя общественные слушания по отдельным этапам проектов, что не позволяет оценить их в комплексе.

Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Приморского края Алексей Почекунин заверил, что "инвесторы поставлены в известность, они отметили обеспокоенность информационным вакуумом вокруг проектов и готовят программы публичности".

Как подчеркивают члены экологического совета, они не возражают против экономического развития территории, а лишь выступают за эффективное размещение новых производств, ведь Дальний Восток - это не только транспортный коридор, но еще и регион, обладающий большими рыбными ресурсами.

- Негативное отношение к таким проектам во многом связано с их информационной закрытостью, с отсутствием доступа широкой общественности к связанным с ними административным решениям и документам. Все это порождает излишние слухи, опасения, что будут применяться устаревшие технологии, которые нанесут вред здоровью жителей и окружающей среде, - подытоживает академик РАН Петр Бакланов.

Прямая речь

Борис Преображенский, главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, председатель координационного совета по экологическим проблемам Приморского края:

- Нужно рассматривать всякое будущее строительство в комплексе, соразмеряя финансовые траты и экологические последствия. В любом проекте существует презумпция опасности, то есть каждое производство опасно, пока не доказана его безопасность. И в этом нет прихоти упрямых людей и скандалистов, мы понимаем необходимость социально-экономического развития Приморья. Но нужно принимать грамотные государственные решения по отношении к населению и развивать здесь марикультуру, прибрежное рыболовство, а не только газонефтепереработку и прочие опасные для окружающей среды производства.

Экономика Общество Экология Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Приморский край