Вымышлены только имена
Небольшое пояснение: эта история - о большой и дружной семье, приютившей в своем доме не одно покалеченное детское сердце. Но по документам она многодетной не является.
За границей есть программа Fostercare (в переводе - воспитание чужих детей), наш самый близкий ее аналог - патронатное воспитание. Однако ключевая особенность Fostercare - защита детей от жестокого обращения и забота о них. В качестве восприемников выступают прежде всего родственники ребенка. А если их нет - люди, связанные с его жизнью: воспитатели, тренеры, врачи. Это нужно для того, чтобы ребенок максимально безболезненно адаптировался к новым условиям, чтобы переезд от кровных родителей к чужим людям не был для него огромным шоком.
Алексей и Анна живут в Нижнем Новгороде, обоим - по 30 с небольшим. В семье Артемьевых двое родных детей, старшеклассники Татьяна и Андрей. Остальные - как раз такие, о которых шла речь выше. Для них дом Артемьевых стал сначала временным пристанищем, а впоследствии - родным домом. Второй и настоящей семьей. Мы намеренно изменили имена героев этой статьи, чтобы не привлекать к ним лишнего внимания.
Но это единственное, что здесь относится к вымыслу.
Одна девочка...
- Когда мои дети были еще дошкольниками, однажды вечером на вокзале ко мне подошли трое ребят: худенькие, грязные. Мы разговорились, оказалось, они сбежали из приюта. Попросились ко мне ночевать. Я привела их домой, вымыла, накормила, поговорила с ними. Позвонила в приют - с утра приехала машина всех забрать. Но одна из девочек, Алена, сбежала обратно, - вспоминает Анна начало истории своей большой семьи.
Сначала они исправно возвращали Алену в приют, потом стали брать девочку на выходные.
- Но ребенок должен быть в одних руках, ему необходима привязанность к конкретным людям, - объясняет Алексей, психолог по образованию.
Алену решили оставить. Однако это было только начало: девочка успела накопить большой опыт бродяжничества, она начала сбегать и из нового дома.
- Пару раз даже в окно выпрыгивала. Хорошо, что мы на первом этаже живем, - смеется Алексей.
...и девять щенков
Тогда родители приняли решительные меры. Анна принесла домой 9 щенков, оставшихся без матери, отдала их Алене со словами: "Если ты не будешь кормить их молоком трижды в день, они умрут". Расчет был точным: на бродяжничестве девочка поставила точку. Щенков после пристроили кормящей собаке, жившей в соседнем дворе. Но мера сработала.
К слову, у Алены жива родная мать. Без ключевого смысла, вкладываемого в это понятие. Алена была не единственным ребенком в той семье. И вскоре к Артемьевым подтянулись брат и сестра Алены.
Следующими стали двое сводных братьев Алексея - их отец умер, а матери было тяжело с двумя подростками без поддержки.
Научились понимать и принимать
- Позже мы много говорили с мужем, что надо бы взять малыша, с подростками крайне сложно, - говорит Анна. - Ты исправляешь чужие ошибки. Говоря экономическими терминами, воспитание таких подростков - это минимизация убытков, как хочется - не будет. Но нужно сделать все зависящее от тебя, чтобы получился лучший вариант из возможных. С другой стороны, именно с подростками ты учишься любить и принимать ребенка таким, какой он есть.
Ключевой принцип Артемьевых - сохранение связей ребенка с родной семьей.
- Мы считаем, что семью надо сохранять до последнего. После 14 лет у детей начинается процесс самоидентификации, им важно понять, кто они и откуда, - объясняет Алексей.
Следующим "пополнением" стали дети знакомых мигрантов из Армении. У родных родителей сложная финансовая ситуация - большую часть времени четверо детей проводят с Анной и Алексеем. Еще одного мальчика домой привели Таня и Андрей: он беженец с Ближнего Востока, живший в Нижнем в непростых условиях. Иногда с Артемьевыми остается дочка приятельницы Анны - маленькая Ксюша. Ее воспитывает мать-одиночка, которой рассчитывать не на кого.
Родители-неформалы
Юридически дети никак не оформлены, потому Артемьевы не хотят привлекать к себе лишнего внимания.
- Мы не сжигаем мостов с кровной семьей, - говорит Анна. - Родителей стараемся привлекать по максимуму: помогаем им продуктами, поиском работы, жилья. На детей, которые находятся под опекой, государство выделяет деньги. Но дети дуреют с этих денег, они не умеют за них отвечать и распоряжаться ими, у нас был печальный опыт.
Дождались внуков
Спрашиваю Анну, не боится ли она всплывшей неожиданно генетики, неоднозначных реакций, конфликтов с родными детьми. Она уверяет, что главное здесь - воспринимать приемных детей как внуков:
- Прогнозировать ничего нельзя, никто не знает, что всплывет у этих детей: алкоголизм отца или золотая медаль бабушки. Но ты их все равно любишь. Мы больше боимся тех вещей, которые предугадываемы. Ребенок будет долго проверять тебя на прочность, но никогда не уйдет от того, кто его любит.
Что касается родных детей, то они изначально отреагировали на пополнение в семье очень хорошо. И сейчас всячески помогают родителям.
- Лишь один раз, с одним ребенком, я подумала, что ошиблась - возможно, ему было бы лучше в детском доме, нежели у нас, - вспоминает Анна. - Я тогда пошла посоветоваться с психологом из детского дома. И она мне достаточно резко рекомендовала гнать от себя все сомнения, потому что семья - это шанс стать человеком.
Сейчас у самых старших детей Артемьевых - первых, попавших к ним в дом, - родились свои дети. Анна и Алексей по выходным радуются приезжающим внукам. Семья дает главный урок в жизни человека: урок настоящей любви.
Полина Зелексон, детский психолог
- Подростку, принятому в семью, предстоит выстроить новую систему взаимоотношений, признать значимость и авторитет людей, которые становятся его родителями. Для него это сложно. Ребенку важно заново поверить, довериться и полюбить. По прежнему опыту кроме боли он помнит предательство, это делает его озлобленным на весь мир взрослых. Главная задача взрослых - постепенно восстановить утраченное доверие к людям. Перечеркнуть все, что было "до" непросто, но возможно. И здесь важна психологическая грамотность новой семьи: не зря существует система подготовки приемных родителей. Взрослым предстоит выстоять период, когда агрессия приемного ребенка будет распространяться не только на виновников его бед - кровных родителей, но и на всех вокруг. Первое, о чем стоит помнить маме с папой, - не стоит требовать от приемного ребенка любви, нужно дать ему право на нелюбовь. Второе: важно обозначить границы правил поведения внутри семьи, в которую он входит. Прием подростка в семью происходит по обоюдному согласию. И если с маленьким ребенком работает установление эмоционального контакта, то с подростком нужно договариваться. Он имеет право не любить, но он обязан уважать своих новых родителей. И еще надо помнить, что родительская любовь творит чудеса даже в самых тяжелых случаях.
Телефоны школ приемных родителей:
Нижний Новгород: 417-21-22, 423-43-32 (горячая линия);
Киров: (8332) 40-00-74;
Ижевск: (3412) 42-44-33;
Сыктывкар: (8212) 21-10-51.
Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122