А опасность над Славянском нависла серьезная. Киевские власти, как передают местные жители, сосредоточили вокруг города мощную группировку. С танками, пушками, самоходными орудиями, системами залпового огня "Град", несколько залпов которой могут смести город с лица земли.
Надо полагать, те, кто обороняет Славянск с оружием в руках, готовы к такому повороту событий. Но при чем здесь мирные жители?
Казалось бы, у украинских военных есть все резоны открыть коридоры для выхода из-под возможного огня женщин, детей, больных и раненых. Прежде всего, это продемонстрирует Западу, на поддержку которого, так рассчитывают в Киеве, что новые власти соблюдают принятые в цивилизованном международном сообществе нормы. К примеру, женевскую конвенцию 1949 года о защите гражданского населения во время войны. В частности, статья 17 этого документа предписывает противоборствующим сторонам организовывать эвакуацию больных, раненых, женщин и детей из окруженного или осажденного города. Славянск - тот самый случай. Но власти Киева, похоже, даже не волнует озабоченность, которую в связи с массовыми гуманитарными нарушениями на Украине демонстрируют высокие международные институты. Например - Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай.
Есть и второй резон, более прагматичный. Любому военному понятно, что противники, у которых за спиной их жены, матери, дети, будут сопротивляться гораздо яростней. Ведь речь пойдет о защите их семей. И снова вопрос: почему те, кто командует "подавлением" мятежного Славянска, не руководствуются этой очевидной логикой?
Возможно, дело в том, что командование окруживших город войск пока проводит мощную психическую атаку в расчете на то, что перепуганное население не выдержит, надавит на ополченцев и принудит их к капитуляции. Но тогда выходит, что мирные жители города по сути - заложники. Помимо того, что такая игра аморальна, она еще и крайне опасна. Когда на город нацеливается много пушек, вероятность, что одна из них случайно выстрелит, весьма велика. Многие кровавые схватки прошлого начинались именно из-за случайного выстрела.
Впрочем, главное в этой ситуации - не образ мыслей и не логика тех, кто руководит операцией против Славянска. Главное - в поистине ужасном положении тех горожан, которые не имеют никакого отношения ни к политике, ни к последующему за политическими катаклизмами конфликту. Самые беззащитные, слабые и безоружные, они всегда становятся первыми жертвами. Сейчас все они - в безвыходном положении. И как бы ни развивалась дальше ситуация, они есть и останутся главными пострадавшими в нынешнем украинском противостоянии. И не только в Славянске.
Представляет ли себе тот, кто отказал предоставить гуманитарный коридор женщинам и детям Славянска, каково это - жить, ежесекундно ожидая артиллерийской канонады и воя снарядов, летящих на твой дом? Каково это - каждый день выходить на улицу, с которой ушел закон?
Но отказавший должен четко представлять, что мирные люди, в Славянске весь этот кошмар, который их заставили пережить, не забудут никогда.