Сейчас бушель пшеницы (около 27 килограммов, стандартная торговая единица на Чикагской бирже, на которую ориентируется большинство мировых торговцев зерном) с датой отгрузки в июле стоит рекордные 7,4 доллара. Предыдущее максимальное значение было достигнуто полтора месяца назад - почти 7,2 доллара.
"Цены на бирже в Чикаго - это цены будущих месяцев. Они говорят о том, как трейдеры воспринимают возможное изменение ситуации на продовольственном рынке", - комментирует вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Эксперт подчеркивает, что рекордные цены установились на определенный - твердый краснозерный озимый - сорт пшеницы. Из него производят наиболее дорогие бакалейные товары. Например, качественную пасту. Прежде всего спрос на этот сорт предъявляют развитые страны.
Негативные ожидания трейдеров вызывают два фактора. Во-первых, это украинский кризис. "Трейдеры весьма озабочены. Но, вообще говоря, Украина пока как грузила, так и грузит зерно на экспорт. Но рынок живет информацией, в том числе слухами. И с этим ничего не поделаешь", - говорит Корбут. При этом риск прекращения поставок зерна из Украины эксперт "РГ" все-таки оценивает как нулевой.
Куда больше, по его словам, на пшеничные цены сейчас влияет другой фактор - американский. Из-за неблагоприятных погодных условий под угрозой находится урожай красной озимой пшеницы. Собирать его будут в начале лета. Сборы в штате Канзас - главной житнице этого элитного сорта - могут оказаться существенно меньше потребностей мукомолов. Это положение дел часто ошибочно преподносится как угроза массовому российскому потребителю - якобы могут взлетать цены на хлеб.
Связывать эти вещи не совсем корректно, отмечают эксперты. Так, себестоимость пшеницы в хлебобулочных изделиях не превышает двадцати процентов, рассказывает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Причем максимальная доля сырья в себестоимости батона. В более мелких изделиях, например, в булочке, она еще меньше - 10 процентов.
Хотя в начале прошлого года Общественная палата опубликовала данные, согласно которым доля пшеницы в себестоимости батона с 2011 года выросла с 22 до 39 процентов. Хлебопеки, впрочем, согласились тогда не со всеми подсчетами.
Прямой связи между нынешним ростом цен на пшеничные фьючерсы стоимостью батона в российском магазине нет. "На наши цены на хлеб вся эта ситуация теоретически может повлиять, но это будет очень и очень нескоро, - рассуждает Корбут. - Сейчас мы едим хлеб из муки, которая была произведена полтора-два месяца назад. А какие-то хозяйства закупили муку и того раньше". На изменении российских внутренних цен сказывается удаление от времени предыдущего сбора урожая - озимую пшеницу в России начнут собирать в июне - и запасы зерна. Хотя связь внутренних цен с экспортными также существует.
Средняя оптовая цена на пшеницу внутри России, по данным Российского зернового союза, два месяца назад составляла восемь тысяч рублей за тонну. С тех пор она подросла на 700 рублей. В расчете на батон пшеница подорожала с одного рубля до полутора. То есть влияние на конечную цену маленькое - только около 5 копеек. Зачастую куда большее влияние на цену хлеба оказывают другие составляющие его стоимости - коммунальные тарифы, маржа продавцов и так далее.
Так или иначе, хлеб дорожает куда медленнее других продуктов. Если взглянуть на данные Росстата, в этом году цены на него практически не росли. С начала года среднестатистический батон в российском магазине подорожал всего на 1,3 процента.