09.05.2014 19:34
Поделиться

Рустам Арифджанов: Те, кто собрался 9 мая в Севастополе, отмечали возвращение в Россию

Я люблю Севастополь. И когда он по-зимнему пуст и по-флотски строг. И тогда, когда теплым летом переполнен гостями.

В Севастополе сейчас всегда людно. Найти место, где остановиться, с середины нынешнего марта уже непросто. Потянулся сюда служивый люд, просто любопытные, туристы, граждане из многих уголков Украины, бывшие крымчане - за российским паспортом. А в эти майские праздничные дни мест просто нет. Ни в гостиницах, ни в санаториях, даже в частном секторе нет.

Съемочной группе Первого канала удалось разместиться лишь в пансионате "Альбатрос". Это на Северной стороне города. Если ехать на автомобиле - где-то час до центра, если катером через бухту - минут пятнадцать. Но бухта 9 мая была закрыта с самого утра, в ее фарватере ждали парада с десяток кораблей Черноморского флота -  ракетный крейсер "Москва", противолодочные корабли "Керчь" и "Александровец", сторожевики "Пытливый" и "Жемчуг", ракетные корабли на воздушной подушке "Самум" и "Бора", малый ракетный корабль "Штиль". Замыкал этот грозный ряд четырехмачтовый барк "Крузенштерн", парусник, совершивший не одно кругосветное путешествие.

Все было готово к главному событию дня - морскому параду (впрочем должно было состояться еще и авиационное шоу, и что из этого интереснее - трудно было определить). Но утро началось традиционно для дня 9 мая в каждом из девяти городов-героев страны и 16 городах, где дислоцированы штабы военных округов, флотов, общевойсковых армий и Каспийской флотилии - с парада.

Впрочем то, что было традиционным в последние 20 лет для Москвы и Санкт-Петербурга, Смоленска и Тулы, Волгограда, Мурманска и Новороссийска, для Севастополя и Керчи - праздник удивительный и знаковый. Крым - в России! Флаги - российские! И люди, которым все эти почти четверть века внушали, что они украинцы, сохранили в себе наперекор властям, понимание и ощущение, что они - россияне. И теперь открыто и радостно об этом заявляли.

Год назад на той же улице Ленина, где и сегодня проходил утренний парад, мы стояли с бывшим министром национальностей России Владимиром Юрьевичем Зориным и смотрели как, замыкая праздничное шествие, шли активисты "Русского единства" с трехцветными флагами и плакатами. Лозунги на плакатах были столь однозначно пророссийскими, что тогдашний городской голова Владимир Яцуба отворачивался в сторону - трудно было руководить самым русским городом Украины. И Киеву угоди, и против граждан не пойдешь.

Зорин, один из лучших российских специалистов по национальной политике, тогда заметил, что как не вычерчивай на карте государственные границы, в людях ощущение своей идентичности так сразу не перечеркнешь. Но ни он, лучший специалист и бывший министр, ни тем более я даже представить себе не могли, что этим замыкающим тогдашнее шествие людям уже через год надоест плестись позади всех в родном городе, на родной земле. И они возьмут власть.

Те, кто собрался 9 мая на парад, праздновали не просто 69-летие Великой Победы, и не только юбилейную дату - 70-летие освобождения Севастополя, они отмечали только что произошедшее возвращение города и Крыма в Россию. Ожидаемое и долгожданное. Они так встречали военную технику и марширующих моряков и офицеров, как приветствуют не просто свою армию, встречают освободителей. Девушки и дети выбегали к колоннам и дарили цветы. Это уже когда шли ветераны. Несли таблички "Сухопутные войска", "Связисты флота", "Ветераны войны г. Москва", "Командный пункт флота", "Крейсер "Молотов" ("Слава")… А еще у очень многих в руках были портреты - фотографии дедов и прадедов, воевавших в Великой Отечественной.

Такие же фотографии были у крымских татар, принимавших участие в праздничном шествии в Симферополе. А особенно трогательно выглядели несколько кресел-каталок с совсем уже старенькими участниками войны, которых везли впереди колонны с голубыми татарскими флагами их молодые внуки. Народ, огульно обвиненный, униженный несправедливостью, только после воссоединения Крыма с Россией получивший реальную реабилитацию, тем не менее всегда чтил своих героев, воевавших в Великой Отечественной войне. Недавно, кстати, фильм "Хайтарма" о дважды Герое Советского Союза крымском татарине Амет-хане Султане, снятый на симферопольском телеканале ATR, получил премию "Ника", как лучший фильм СНГ и Балтии 2013 года. А на днях в рамках X Международного фестиваля документальных фильмом и телерадиопрограмм, состоится премьера картины в Севастополе.

Я практически живу в Севастополе, бываю здесь каждый месяц, построил дачный домик на Северной стороне и в каждый приезд все эти годы вывешиваю российский флаг - пусть реет над морем. Сосед - неплохой мужик Старожук, вывешивал над своим домом флаг украинский. Для паритета. В этот раз жовтно-блакитного стяга не было. Старожук, взобравшись на крышу (это чтобы морской парад и авиашоу лучше видеть) поздоровался со мной и поздравил с Победой. В поздравлении был намек, но никакой злобы. Сосед с характерной украинской фамилией радовался празднику вместе со мной. Крымские украинцы - особенные (а каждый четвертый житель Крыма - украинец), для них Россия милее и ближе Львова и Тернополя.

Крым вообще очень многонационален. В этот майский день, как и все последние годы, переводчик из Ялты и лидер Азербайджанской общины Крыма Рагим Гумбатов с десятком земляков едет в Севастополь, к памятнику на Сапун-горе. Азербайджанцы возлагают цветы к монументу бойцам 77-й стрелковой дивизии. Той самой, что освобождала Керчь, Симферополь, штурмовала Сапун-гору. Дивизия формировалась в Азербайджане и Южном Дагестане, сотни и сотни азербайджанцев легли в крымскую землю за нашу общую победу. Потери в той страшной и великой войне были многонациональны, как многонациональна и наша выстраданная Победа.

Рагим Гумбатов ухаживает за небольшим сквером в центре Ялты, над которым азербайджанская община взяла шефство. Сквер назван именем командира 323-го стрелкового полка, освободившего Ялту от фашистов, Джалиля Наджафова, которому после войны было присвоено звание почетного гражданина Ялты. К 70-летию Победы азербайджанцы Крыма планируют поставить памятник освободителю Ялты и очень надеются, что новая российская власть отнесется к этому с большим пониманием, чем прежняя.

Праздничное утро во многих городах страны сменялось традиционным застольем. Но севастопольцы ждали необычного продолжения праздника. Люди на площади Нахимова перешептывались: "Точно приедет? - Да, точно-точно!". И эта ожидаемая новость затмевала другую сенсацию, тоже уже неместного масштаба. Новый губернатор города федерального подчинения Сергей Меняйло пришел на праздник в мундире вице-адмирала. Но и это не сенсация. Прежний глава города, любимец Севастополя и символ его революции Алексей Михайлович Чалый стоял рядом с ним не в привычном черном свитере (он так и к президенту ходил, и договор о присоединении Севастополя подписывал), а в костюме. Потому что то была работа, а 9 мая - праздник.

Между тем утренняя облачность сменилась моросящим дождем, перешедшим в дождь уже настоящий. А потом выглянуло солнце - Путин прилетел. Прожужжали вертолеты, поплыл вдоль выстроившихся военных кораблей катер, в который пересел президент. Толпа на Южной стороне города облепила все склоны, у нас, на Северной, люди лезли на крыши - их было тысяч двести, если не больше. Город, запрокинув головы, смотрел на показывающих чудеса авиаакробатики "стрижей" и "витязей" и просто на огромные, грозные, прекрасные боевые самолеты.

Света Франц, молодая красивая женщина с видом на жительство в одной из стран НАТО, плакала от восторга:

- Ну, как, как этот город мог когда-то быть Украиной? Как можно было считать его Украиной?

Света - севастополька, живущая за границей, приехала в родной город менять украинский паспорт на российский. И думает не уезжать. Зачем? Теперь здесь Россия.

Каждый год на площади Нахимова в праздник устраивали концерт и гуляние. Мне было трудно идти туда праздновать. Некоторые узнавали меня, а совсем уж отчаянные бабушки, зная, что россиянин, прямо спрашивали: "Сынок, когда вы нас заберете обратно?". Что я им мог ответить. Сегодня, пожалуй, пойду. Потому что за меня, за себя они ответили сами. Теперь здесь Россия.

…А другие подробности и детали вы наверняка уже видели на экранах телевизора. Крым и Севастополь в праздник показывали все телеканалы. И Первый тоже. Теперь мы с ними эемляки - жили ж на Северной. Теперь все севастопольцы, все крымчане для России - земляки.