10.05.2014 11:50
    Поделиться

    Как проходили советские и российские авиапарады

    Международный аэрокосмический салон МАКС, проходящий в подмосковном Жуковском - одно из главных авиационных мероприятий страны. Каждый год авиасалон собирает несколько сотен тысяч зрителей. Однако не все знают, что традиция проводить авиавыставки зародилась в России еще в начале прошлого века. Мы выбрали самые интересные моменты из истории советско-российских авиапраздников.

    Электрические эффекты

    В 1911 году в России прошла Первая международная авиационная выставка - ее организовали в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Мероприятие было для своего времени уникальным: инициатором его проведения выступило Императорское Русское техническое общество, покровителем стал великий князь Александр Михайлович, экспозицию посетил император Николай II.

    Эффектным было открытие авиавыставки: манеж осветили десятью тысячами электрических лампочек, "замаскированных" в небольших аэростатах с гондолами, а также дирижабле, который висел в центре помещения и моделях аэропланов. Перед входом в Михайловский манеж установили аэростат и аэроплан, которые также были декорированы светом. Все это произвело сильное впечатление на публику. По воспоминанию очевидцев, тем, кто стоял на Невском проспекте, казалось, как будто с неба спускается "аэроплан будущего, чтобы полюбоваться на чудесную выставку с невиданными доселе электрическими эффектами".

    Участниками первого отечественного авиасалона стали 74 компании. Мировые и отечественные производители представили 19 аэропланов - самые выдающиеся образцы того времени. Среди российских компаний самое большое количество экспонатов презентовало Товарищество русского воздухоплавания "В.А. Ломач и Ко", имевшее собственные мастерские и представлявшее европейские фирмы. На выставке Товарищество продало девять воздушных судов. Русско-Балтийский вагонный завод выставил гидросамолет, который садился и взлетал с воды. Все экспонаты, которые были представлены в манеже, бесплатно провезли по железной дороге в пределах России. Иностранцам предоставили таможенные льготы.

    Выставку дополнили культурной составляющей: работал ресторан, выступал симфонический оркестр, что вызвало еще большой интерес у публики.

    Спустя год в Московском манеже прошла вторая международная выставка, которую организовало Московское общество воздухоплавания. Российские авиаконструкторы представили на ней разработки, которых за границей еще не было - геликоптер и шестицилиндровый биротативный двухтактный авиационный двигатель.

    Миллион зрителей

    История отечественных авиашоу началась 1 мая 1918 года - именно тогда прошел первый военный и авиационный парад новообразованной республики. На Ходынском поле выступили войска Московского гарнизона. Любопытно, что некоторые самолеты тогда еще имели опознавательные знаки не Красной, а русской армии. В параде принял участие Владимир Ленин, его сестра Мария Ульянова и супруга Надежда Крупская. Изюминкой парада стал полет летчика Ивана Виноградова на самолете "Ньюпор-XXI", который во время шествия колонн разбросал поздравительные листовки и выполнил фигуры высшего пилотажа.

    Руководство страны приняло решение проводить авиапарады в августе - этот месяц посчитали наилучшим для демонстрации мощи державы, как по метеоусловиям, так и по подготовке (пилоты как раз завершали тренировки в летних лагерях). 18 августа 1933 года было объявлено Днем Воздушного Флота СССР, который стал праздником для авиаторов (и военных, и гражданских), а также авиаконструкторов и авиастроителей. Первый "профессиональный" авиапраздник провели на Ходынском поле (тогда - Центральном аэродроме имени Фрунзе). С 1935 же года парады в честь Дня Воздушного Флота проходили в Тушино. Они не всегда проводились в августе - было время, когда их переносили на другие дни или отменяли из-за плохой погоды.

    Во время Великой Отечественной войны авиапарадов не было, а вот после нее появилась традиция проводить воздушные праздники трижды в год: 1 мая и 7 ноября - над Красной площадью и в День воздушного флота (выходной в июле или августе) - в Тушино. Авиапарады были грандиозными праздниками. Так, например, в 1939 году среди участников было около 200 учебных самолетов Осавиахима. В 1940 году зрители, помимо прочего, увидели групповой пилотаж пятерки девушек. В 1951 году впервые была показана реактивная техника, бомбардировщик Ту-4, который стал первым в воздушном парке отечественной стратегической авиации; новый тип летательных аппаратов - вертолет, гидросамолет Бе-6, который только спустя год будет запущен в серию.

    На авиапараде 1952 года собралось свыше миллиона зрителей. А в 1955 году Советский Союз представил Ту-104, который стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом, выполнявшим регулярные рейсы.

    После воздушного праздника 1957 года руководство страны взяло паузу, которая растянулась на четыре года. По одной из версий, причиной этого послужило "увлечение" более перспективными с технической точки зрения ракетами, из-за чего многие самолеты отправили в металлолом.

    Парады перед перерывом

    Возродить традицию авиапраздников решили лишь в 1961 году. Задача была стратегическая - продемонстрировать обороноспособность советской державы. 9 июля в Тушино прошел грандиозный двухчасовой воздушный парад, руководил которым главный маршал авиации Константин Вершинин. Подготовка к воздушному празднику омрачилась трагедией: во время репетиции на МиГ-19 разбился летчик Юрий Фитин. По свидетельству очевидцев, его самолет вошел в штопор и упал на землю. Но в день "Х" парад прошел успешно.

    Действо разделили на два отделения: первыми выступили гражданские - летчики ДОСААФ на учебных самолетах Як-вертолетчики на Ми-1 и Ми-4, мастера высшего пилотажа на Як-18П и на реактивных Як-30, самолеты "Аэрофлота", в числе которых был флагман - турбовинтовой дальнемагистральный Ту-114. Затем 15 военно-транспортных Ан-12 выбросили на поле воздушно-десантные батальоны, крупнейшие в мире тяжелые транспортные вертолеты Ми-6 доставили самоходно-артиллерийские установки АСУ-57. Военные на истребителях выполнили фигуры высшего пилотажа. Впервые зрителям (в числе которых были и иностранцы) показали новейшие носители ядерного оружия, истребители-бомбардировщики Су-7Б, а также сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-21Ф-13 и ряд самолетов новейших конструкций.

    На воздушном празднике присутствовал Юрий Гагарин, совсем недавно вернувшийся из космоса.

    Не менее грандиозным стал и авиапарад 1967 года, приуроченный к 50-летию Октября. Он прошел в новом аэропорту Домодедово. В числе новейших разработок, представленных публике, были истребители-перехватчики МиГ-25, серийный выпуск которых начался в том же году. Этот парад оказался знаковым: в последующие 20 лет подобные масштабные авиапраздники с участием военной техники в стране не проводили.

    Дебюты

    Авиапарады стали местом дебюта для многих выдающихся отечественных самолетов. Так, например, в 1961 году публика увидела дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ту-128, который должен был укрепить советские вооруженные силы во время "холодной войны". Машину показали с двумя макетами ракет К-80. Западные СМИ приняли большой подфюзеляжный обтекатель, который скрывал испытательную аппаратуру, за многофункциональную радиолокационную станцию.

    В 1989 году на возрожденном авиапразднике в Тушино впервые был показан комплекс пилотажа на Су-27. Москвичи своими глазами увидели то, что они могли видеть только по телевизору в новостях про Ле Бурже. Летчики продемонстрировали уникальные возможности нового истребителя - полет на минимальной скорости. Два Су-27 прошли в одном строю с вертолетом Ми-24. Маневренность этих самолетов позволила выполнять на них целый ряд фигур высшего пилотажа - знаменитую "Кобру" и "Колокол". Знаменитая пилотажная группа "Русские витязи", летающая на Су-27, за четыре года установила 41 официально зарегистрированный мировой рекорд скороподъемности и высоты полета.

    На том же празднике состоялся первый публичный показ самого большого в мире сверхзвукового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Ту-160. В нашей стране его называли "Русское авиационное чудо", "Оружие нации", "Меч с двенадцатью клинками", "Белый лебедь". На Ту-160 установили несколько десятков мировых рекордов.

    Рождение МАКСа

    В 1990 году перед "Инженерным" корпусом Центрального аэрогидродинамического института в Жуковском прошел первый авиасалон. Спустя два года на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова прошла Международная авиационно-космическая выставка "МосАэроШоу-92" - по сути, первый МАКС. С 1993 года территория ЛИИ была определена местом постоянного проведения авиасалонов по нечетным годам указом президента России.

    МАКС-93 собрал около 400 тысяч зрителей, которые, в числе прочих экспонатов, смогли увидеть "Черную акулу" - российский одноместный ударный боевой вертолет Ка-50. Уникальное воздушное судно, предназначенное для поражения воздушных целей, бронетанковой и механизированной техники, живой силы на поле боя, превосходило все мировые аналоги.

    МАКС, проведенный в 2003 году, стал прорывным: на нем впервые была представлена воздушная техника из дальнего зарубежья - более 60 самолетов и вертолетов. Фигуры высшего пилотажа в небе показали не только "Русские витязи" и "Стрижи", но еще и иностранные группы - французская "Патруль де Франс", итальянская "Фречче Триколори", а также американский пилот на истребителе-бомбардировщике F-15E. Всего в программу вошло 222 показательных и демонстрационных полета.

    Спустя два года зрители авиасалона смогли увидеть уже девять американских боевых самолетов - истребители F-15 и F-16 и впервые показанный в нашей стране сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В.

    Поделиться