В уставный капитал агентства, которое будет стимулировать долгосрочное кредитование малого и среднего бизнеса, уже выделены 50 млрд рублей из антикризисного резерва. Агентство будет создано в форме открытого акционерного общества "НДКО "Кредит-гарант", 100% акций которого находятся в федеральной собственности. Учредителем выступит Росимущество, а полномочия акционера от имени правительства РФ достанутся минэкономразвития.
Через агентство правительство планирует стимулировать долгосрочное кредитование малого и среднего бизнеса. Кроме того, агентство будет координировать работу региональных гарантийных фондов. Потребность в этом, безусловно, есть. "В условиях ухудшения финансового положения организаций сохраняются факторы повышения рисков банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Дальнейшее расширение инвестиций МСП за счет собственных источников финансирования в условиях снижения рентабельности ограничено. Низкий уровень рентабельности предприятий малого и среднего бизнеса в условиях высоких процентных ставок ограничивает спрос на инвестиционный кредит", - поясняют авторы инициативы.
К тому же темпы прироста кредитования МСП, согласно данным Банка России, замедлились в 2013 году до 15% по сравнению с темпом прироста 29% в 2012 году. При сохранении тенденции в 2014 году прирост кредитования МСП не превысит 12%, а это уже серьезная угроза самому факту существования малого и среднего бизнеса. Причина столь плачевной динамики проста - из-за повышенных кредитных рисков банки кредитуют МСП лишь на короткий срок. Только 7-10% кредитов МСП предоставляются на срок более 3 лет. Вместе с тем дополнительная потребность субъектов МСП в долгосрочных кредитах на инвестиционные цели, по разным оценкам, составляет от 490 до 900 млрд рублей в год.
Решить эту проблему и должно создаваемое агентство.
Оно займется предоставлением контргарантий региональным гарантийным фондам. Это позволит увеличить объемы гарантийной поддержки малых и средних предприятий и прямых гарантий субъектам МСП, которые будут работать над инвестиционными проектами, если сумма кредита превышает возможности региональных гарантийных организаций. "Эффект от создания новой структуры серьезнее всего почувствуют компании сегмента "среднего бизнеса", испытывающие потребность в финансировании инвестиционных проектов. Сама инициатива направлена скорее не на снижение стоимости кредитов, а на стимулирование банков кредитовать сектор МСП, - полагает Константин Басманов, старший вице-президент, руководитель блока "малый и средний бизнес" Промсвязьбанка. - Уверен, рынок позитивно отреагирует на нововведение. На фоне неопределенности в экономике подобные гарантийные механизмы нужны. Банки стали осторожнее относиться к заемщикам, а размеров лимитов региональных гарантийных фондов не хватает, чтобы закрыть потребности в заемных деньгах всех представителей МСБ".
АКГ создается в форме небанковской кредитно-депозитной организации, которая попадет под надзор Банка России. Чтобы начать работать, ему нужна лицензия ЦБ РФ, которая должна быть предоставлена в течение полугода. Получается, что если агентство и начнет действовать, то лишь в конце 2014 года, поэтому первые результаты его деятельности рынок увидит лишь в 2015 году. "В целом государственные гарантии - позитивное явление, но минусы кроются в деталях. Например, в одной из предыдущих версий минимальная сумма госгарантии начиналась от 100 млн руб., - отмечает Федор Бухаров, начальник управления сегмента малого и среднего бизнеса ЮниКредит Банка, - а это означает, что вся поддержка пройдет мимо малого бизнеса и достанется среднему и крупному".
Бизнес-план агентства на пять лет с учетом уставного капитала в 50 млрд рублей предусматривает, что совокупный объем выданных гарантий составит 439,9 млрд рублей, объем обеспеченных гарантиями инвестиционных кредитов - 824,9-879,9 млрд рублей, а общее число выданных гарантий - 7321-7732 договора. При этом единые требования к региональным гарантийным организациям и процедурам предоставления гарантий позволят упростить и удешевить процесс предоставления кредитов под поручительства. Сейчас гарантийные фонды действуют в 80 российских регионах, их общая капитализация составляет 37,9 млрд рублей. Общий объем предоставленных поручительств региональных гарантийных фондов на 1 января 2014 года превысил 109 млрд рублей, а общий объем привлеченных МСП кредитов под поручительства составил 231,5 млрд рублей. Получили гарантийную поддержку 37 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Сложно говорить о том, насколько реалистичны эти цифры, но даже если итоговый объем окажется меньше, позитивный эффект будет. Система гарантийной поддержки кредитования в регионах создана, механизмы ее работы понятны и активно работают, однако действующие лимиты быстро выбираются. Докапитализация гарантийных фондов в регионах на деньги агентства мультипликативно с коэффициентом 1,2-2 увеличит объемы кредитования по гарантиям. У сектора МСП появится больше возможностей как получить финансирование на новые проекты, так и рефинансировать текущие обязательства, сделав долговую нагрузку комфортней, - уверен Константин Басманов.
Как будет строиться сотрудничество создаваемого агентства и МСП Банка, пока неясно. "Ответить на этот вопрос можно будет только тогда, когда они (агентство и минэкономразвития. - "РГБ") скажут, как они будут работать и с кем, - заявил "РГБ" Сергей Крюков, председатель правления МСП Банка. - Пока, кроме того, что ему выделено 50 млрд рублей, информации у нас нет. Как только в публичном пространстве появятся положения, какие-то уставные документы, правила работы, регламент работы агентства, тогда можно будет сказать. Поскольку все это делается без нашего участия и других участников рынка, сказать, как это будет, я пока не могу".
Ни МСП Банк, ни ВЭБ в разработке законопроекта о создании нового агентства никак не участвовали. "Это целиком и полностью инициатива минэкономразвития. Хотя я полагаю, что, создавая новый инструмент, надо учитывать правила, принципы и порядки, которые уже есть на рынке. Чтобы учесть все недостатки, прислушаться к ним, что-то исправить, скоординировать - это самое главное, чтобы не получилось так, что государство одной рукой делает одно, а другой - другое. К сожалению, у нас в истории, и не только по поддержке бизнеса, есть такие примеры, которые заканчивались не очень успешно", - резюмирует Сергей Крюков.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее говорил, что средства, которые будут направлены в агентство, позволят расширить кредитование малых и средних предприятий, а также снизить риски банков, которые сейчас не очень охотно работают с небольшими компаниями, так как последним часто не хватает залоговой базы для обеспечения своих обязательств. "Для снижения рисков кредитования можно постараться повысить прозрачность бизнеса: упростить регулирование и налогообложение, мотивировать к "обелению" - отражению реальной ситуации в отчетности, отражению активов на балансе юридического лица, мотивировать сохранять одно и то же юридическое лицо как можно дольше, а не перерегистрировать каждые три года", - полагает Федор Бухаров.
Сегодня мы видим, что банки в своем большинстве научились эффективно кредитовать малый бизнес - доступность финансирования для предпринимателей уже давно не находится в топе наболевших проблем для бизнесменов. "В противовес возможности получить финансирование темы цены и снижения процентных ставок остаются актуальными", - говорит Константин Басманов. Удорожание кредитов для МСБ в 2014 году неизбежно. ЦБ поднял ключевые ставки фондирования, темпы роста инфляции продолжают оставаться высокими. В итоге рост рынка кредитования МСБ замедляется и вряд ли превысит цифру 13-15%, то есть показатель будет однозначно ниже итогов 2013 года, полагают банкиры.