Минобрнауки, Минкультуры и Минспорта готовы финансировать детские кружки

На совместной коллегии представители трех министерств, которым принадлежат центры творчества и досуга, школы искусств, спортивные школы обсудили проект концепции дополнительного образования детей.

- Основная цель концепции - расширить возможности дополнительного образования, сделать его доступным для детей из семей с разным достатком, - пояснил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, -  Мы одна из немногих стран в мире, где дополнительное образование является бесплатным и широким по охвату. Но за 20 лет потенциал ослаб, и возникла необходимость обновления системы, нам надо использовать современные методики и подходы.

По данным 2013 года, в кружках и секциях занимаются около 59 процентов детей. Почти все - бесплатно. Вроде бы показатель не такой уж и плохой. Но, в основном, это младшие школьники, которые ходят в кружки музыки, танцев, рисования и спорта. При этом, по словам Аллы Маниловой, заместителя министра культуры России, музыкальные инструменты в большинстве школ искусств изношены на 70 процентов. Педагогов остро не хватает. Да и кто пойдет, если средняя зарплата в некоторых регионах от 8 до 10 тысяч рублей?

- За последние десятилетия мы потеряли 1336 школ искусств. Исчезли целые направления подготовки - хоровые отделения, оркестры струнных, народных инструментов, - рассказала на коллегии замминистра.

В бесплатный спортивный кружок не записаться даже в благополучной Москве - не хватает спортзалов, бассейнов, катков. А те, что есть, предлагают коммерческие занятия: бассейн - от 300 рублей, каток - от 800 рублей за час. Научно-технических, биологических  кружков, можно сказать, и вовсе не осталось. Новая концепция очень сильно меняет нынешнюю систему дополнительного образования. Она, к примеру, предполагает, что наряду с традиционными музыкальными, спортивными кружками должны активно развиваться новые формы работы. Например, появятся детские интерактивные парки, технопарки, модульные интенсивные школы, тьюторские центры. На дополнительных занятиях будут активно использоваться дистанционные и сетевые технологии. Сетевое взаимодействие разных организаций - музеев, галерей, выставочных залов, научных институтов, спортивных школ, вузов станет одной из моделей развития дополнительного образования.

Продолжится возрождение детских досуговых клубов, которые когда-то были в каждом дворе. Школы получат новый спортивный инвентарь и музыкальные инструменты. А кружки и секции для детей появятся даже в университетах. Частным школам, которые предлагают услуги дополнительного образования, дадут льготы по аренде, налогам и доступ к госзаказу наравне с государственными организациями. Зарплата педагогов вырастет и будет сравнима с той, что получают школьные учителя, а те школы, центры, технопарки, которые покажут высокие достижения, получат дополнительные средства. К занятиям разрешат привлекать волонтеров и родителей, а будущих директоров досуговых центров научат основам менеджмента и маркетинга.

Все прекрасно, но есть два важных вопроса: где найти деньги и как распределить их, если все дополнительное образование поделено между тремя ведомствами - Минобром, Минкультом и Минспортом - и отдано на откуп регионам?

Директор Института развития ВШЭ Ирина Абанкина, которая участвовала в разработке концепции, предлагает: для начала нужно создать особый федеральный фонд финансирования программ дополнительного образования, откуда деньги пойдут в региональные фонды. Во всех регионах должны быть разработаны нормативы затрат. Так что уравниловки в любом случае не будет. Но если к содержанию концепции вопросов у экспертов вопросов нет, то к финансовому обеспечению их много. И Ирина Абанкина уже дала понять, что, возможно, придется менять ряд законов.