12.05.2014 23:23
    Поделиться

    В Москве будут стимулировать открытие социально значимых магазинов

    В ближайшее время департамент торговли и услуг намерен предложить льготы по аренде земли собственникам торговых площадей, решившим открыть социально значимые магазины.

    Как рассказал "РГ" глава департамента Алексей Немерюк, недавно в минпромторге обсуждался вопрос, как государство может регулировать развитие бизнеса, в котором оно заинтересовано. Для Москвы - проблема актуальная. "У нас в Покровском-Стрешнево хлеба негде купить", - жалуется местная пенсионерка Валентина Андреевна. Магазинов, которые нужны людям, нет, зато переизбыток однопрофильных торговых предприятий. Кто виноват в этом?

    "Тон задает собственник помещения, который или построил его, или арендовал, а затем выкупил, а сейчас сам сдает в аренду, - говорит Алексей Немерюк. - Но ему нужны арендаторы, которые приносят хорошую прибыль". "Чисто российский подход к бизнесу - арендовать или купить землю, выбить разрешение на строительство, а затем стать благополучным рантье", - комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.

    С таким подходом столичные власти больше не желают мириться. "Будем стимулировать открывать социально значимые предприятия, - говорит Алексей Немерюк. - Если собственник хочет держать на месте, где нужен магазин или дом быта, ту же аптеку, пожалуйста, только половину месячной прибыли пусть отдаст в бюджет Москвы. А если идет навстречу москвичам и открывает магазин продуктов, его арендаторы будут платить аренду по льготной ставке". Да, при этом собственник получит меньшую прибыль, зато с него снимут часть платежей за аренду земли. Ведь, как правило, говорит Немерюк, земля под торговыми комплексами находится в долгосрочной аренде - на 49 лет. И один квадратный метр в год обходится владельцу торгового центра от 17 тысяч рублей (например, в Зеленограде) до 103 тысяч ( в Центральном округе). А у него несколько га такой недвижимости. Такая практика , когда государство регулирует развитие определенных видов бизнеса, существует во всем мире". По словам Немерюка, претворить эту идею в жизнь планируется в течение этого - начале 2015 года.

    Еще одна давняя проблема столичной торговли - однообразие форматов работы торговых центров. Около 300 торговых центров, имеющие, по оценке исследовательской компании "Магазин магазинов", 4,5 млн кв. м торговых площадей, можно условно разделить на три группы: гигантские ТЦ , расположенные за МКАД, компактные ТЦ со стандартным набором торговых марок среднего уровня с кинотеатром, катком, ресторанным двориком, группирующиеся вокруг станций метро или железнодорожных платформ и небольшие торговые комплексы внутри районов с очень странным ассортиментом, сильно напоминающим тот, которым торговали на знаменитом Черкизоне. "Да, в Москве присутствует некое копирование концепций, многие ТЦ похожи друг на друга,- отмечает старший консультант Андрей Васюткин.- Застройщики, как правило, народ консервативный, и если они запускают какую-то концепцию и она работает, то они начинают ее тиражировать". "Как правило, при организации любого крупного торгового объекта происходит поглощение мелких соседних торговых точек, которые перебираются в качестве арендаторов в новый торговый центр,- добавляет Георгий Остапкович. - Таким образом, торговый хаос с улиц просто перемещается под красивую крышу".

    Вместе с тем, как рассказала "РГ" директор по развитию бизнеса в России и Северо-Восточной Европе компании Nielsen - мирового лидера в области исследований потребительского поведения - Илона Лепп, за последние семь-восемь лет предпочтения покупателей-москвичей значительно изменились. "Если раньше жители столицы в первую очередь обращали внимание на ценовые факторы, а потому "цена-качество" и "самые низкие цены на все виды товаров" были в первой пятерке критериев выбора магазина, то сейчас критерий "самые низкие цены на все виды товаров в Москве" находится уже на 25-м месте,- говорит она.- Сегодня покупатель хочет, чтобы все товары можно было купить в одном магазине, а продукты там были в наличии и в большом ассортименте". По ее мнению, московскому ретейлу пришла пора перейти на новую стадию и придумать новые торговые форматы, одновременно повышая качество обслуживания. "Московские центры не только однообразны по торговым форматам, но еще и очень скучны и закрыты внешне, - продолжает Илона Лепп. - В Европе много торговых центров с красивыми стеклянными витринами, на которые посмотришь и уже хочется попасть внутрь. В Москве этого нет".

    Не хватает, по ее словам, российской столице и такого традиционного формата, как универмаги. "Это очень удобный формат, при котором у торгового центра один собственник, - поясняет Илона Лепп. - Существует общая концепция торгового пространства, в котором покупатель, переходя из зала в зал, может приобрести все - от пуговиц до шубы". В Москве по такому принципу сейчас работает всего одна торговая сеть средней ценовой категории, представленная в загородных гипермаркетах. Но эта шведская сеть.

    Алексей Немерюк считает, что концепцию универмагов в современных условиях трудно широко тиражировать. Дело опять же в собственниках: сам владелец вряд ли захочет вести торговлю. Ему проще нанять 100-200 арендаторов, чем самому заниматься этим. Да и город не планирует застраивать районы новыми торговыми центрами. "Каждый раз, когда обсуждается проект строительства нового торгового центра, москвичи выступают против,- поясняет глава департамента.- Не хотим, говорят горожане, чтобы рядом с домом сновали покупатели, а по ночам велась разгрузка товаров".

    Но развивать торговлю в городе все равно нужно, тем более, что скоро из Москвы уйдут все некапитальные рынки и хаотичные ларьки. "Сегодня мелкая розница у нас сосредоточится в основном вокруг метро,- продолжает Немерюк.- Это удобно лишь тем, кто пользуется подземкой. А пенсионерам, если у них нет поблизости сетевого магазина, приходится ехать за продуктами через несколько кварталов к станции метро. Поэтому в ближайшее время мы такие избыточные палатки начнем передислоцировать от транспортных узлов внутрь районов". Только теперь из привычных 6-12-метровых ларьков они превратятся в большие 100-метровые павильоны, которые город за свои деньги построит и сам установит. Места в них будут разыгрываться на электронных аукционах. Пилотный проект, по словам Немерюка, скоро стартует в районе Хорошево-Мневники.

    Попробует столица в небольшом количестве вернуть и автомагазины. Передвижные автолавки, переезжающие из района в район, будут торговать мясными и молочными полуфабрикатами. Причем, как уверяет глава департамента торговли, ассортимент там будет состоять из продуктов недорогих марок.

    Поделиться