Реестр проверок предпринимателей предложили поручить Генпрокуратуре

Минэкономразвития предлагает сформировать единый реестр плановых и внеплановых проверок предпринимателей. Проект постановления ведомство разместило на Едином портале правовой информации. Функциональные требования к реестру установит минэкономразвития, а вести его будет Генпрокуратура. Предполагается, что документ вступит в силу с 1 июля 2015 года. Доступ к единому реестру получат органы государственной власти, местного самоуправления, юридические и физические лица, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Закрыты для ознакомления в реестре будут только сведения, доступ к которым ограничен законодательством РФ.

Инициатором создания базы проверок стало бизнес-сообщество, которое обратилось в прокуратуру с предложением создать официальный реестр всех контрольных мероприятий. Сейчас данные о плановых проверках являются открытыми. Каждый контрольный орган формирует график работы на год и публикует его на своем портале. Но даже если компании нет в списках проверок, это не гарантирует фирме безопасность. В организацию могут прийти ревизоры с внеплановой проверкой, такие мероприятия не значатся в годовых планах контрольных органов. В реестре же будет вестись учет всех проверок.

Каждой ревизии присвоят уникальный учетный номер, каждой записи будет соответствовать дата ее внесения. "Бизнес сможет оперативно оценивать законность проводимых в отношении него проверок. Каждая проверка должна будет отражаться в реестре, как и данные о ее согласовании с прокуратурой. Если таких сведений нет, значит, законность проверки под большим вопросом", - говорит Олег Москвитин, адвокат коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры". Отсутствие записи в реестре может закрыть проверяющим доступ в компанию. "Данные должны быть занесены в реестр и отражены на сайте прокуратуры. В противном случае предприниматель вправе не пустить на объект, а результаты проверки автоматически будут признаны недействительными", - считает бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Однако право не пускать контролеров на свою территорию прямо не прописано в постановлении. В документе сказано, что "проведение проверок без включения сведений о них в единый реестр проверок, а также до присвоения проверке учетного номера не допускается". Но такая формулировка недостаточно защищает бизнес от визита несогласованных с прокуратурой контролеров. "Рассмотрим конкретную ситуацию: на предприятие пришли проверяющие, предъявили приказ о проведении проверки, удостоверения. При этом в реестре данных о ревизии нет. Бизнесмен может не пустить проверяющих на свою территорию. Но это связано с серьезными потенциальными рисками для предприятия, например, административными санкциями за неисполнение требований проверяющих. Поэтому для полноценной защиты интересов бизнеса необходимо прописать на уровне Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ право проверяемого лица не исполнять требования "проверяющих" при отсутствии сведений о проверке в реестре", - поясняет Олег Москвитин.

Эксперты заявляют, что реестр может существенно облегчить административное давление на бизнес. Но для этого необходимо соблюдение двух условий: готовности прокуратуры жестко реагировать на проведение не учтенных в реестре проверок и способности государства эффективно анализировать имеющиеся в реестре данные и принимать решения о чрезмерности проверок в тех или иных сферах.