- В России много обмелевших рек, это проблема не только Нижегородской области, это проблема всей России и даже Европы, - сказал исполнительный директор Группы компаний "Гама" Сергей Итальянцев. - По "Золотому кольцу" водным путем из-за этого сейчас пройти невозможно. Наша компания еще в 2008 году начала разрабатывать суда, которые смогли преодолеть эту проблему. С одной стороны интерес к круизному речному туризму по России в Европе растет, российских туристов с каждым годом тоже все больше. С другой стороны реки мелеют, имеющиеся теплоходы не то что к берегу подойти, даже по рекам далеко не по всем могут пройти - мелко. Мы искали то, что устроило бы туристов, позволив им комфортно отдыхать, и принесло доход компании.
Поиски увенчались успехом. "Сура" стала первым круизным теплоходом, построенным в современной России. Нижегородский конструктор Евгений Фальмонов использовал колесный движительно-рулевой комплекс. В результате получилось колесное судно у которого осадка уменьшена до 0,6 метра, а расход топлива в сравнении с энергетической установкой винто-рулевого комплекса мелкосидящего судна сократился на 40 процентов.
- Это не возрождение старого колеса, это новые технологии, - уточнил Сергей Итальянцев. - Такие суда могут подойти даже к совершенно необорудованному берегу, то есть "зеленую" стоянку для туристов можно устроить где угодно. Есть и еще одно преимущество - тихий ход теплохода, отдыхающих не оглушает звук работающего мотора.
Участники круглого стола обратили внимание собравшихся, что, по данным Волжской академии водного транспорта, изношенность судов Нижегородской области составляет 56 процентов, большая часть из них эксплуатируется более 40 лет. При этом владельцы судов не спешат покупать новые теплоходы, а ремонтируют старые. Причина простая - новое судно стоит очень дорого. У генерального директора группы компаний "Гама" Дмитрия Галкина свое мнение по этому вопросу:
- Суда бывают годные или негодные, термин устаревший означает то, что в каютах нет кондиционера, интерьер в стиле ретро, но судно при этом к плаванию годно. Новые суда должны проектироваться с учетом того, какие у нас реки. В СССР строили суда и под них подгоняли реки, углубляя дно, расширяя, прокладывая каналы. Это огромные затраты. Колесный движительно-рулевой комплекс подходит даже для маленьких рек идеально. Другое дело, что сейчас не хватает политической воли определить линейку нужных стране кораблей. Суда должны окупаться максимум за 10 лет, иначе с экономической точки зрения их нет смысла покупать. Нужны субсидии, дотации государства, тогда у судостроительных заводов очереди выстроятся. И надо понимать, что необходимого нам флота речных судов нет нигде, ни на Дону, ни на Рейне. Нам надо строить свой.
Кстати
Речные суда, дебаркадеры и плавучие гостиницы помогут решить проблему размещения гостей чемпионата мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут и в Нижнем Новгороде. "Гостиничный комплекс региона к ЧМ-2018 должен насчитывать 7700 номеров. Сейчас это условие выполнено только на 52 процента, - заявила на форуме "Великие реки" кандидат технических наук Волжской государственной академии водного транспорта Ольга Домнина. - Бизнесмены предполагают и, надо отметить, небезосновательно, что после завершения спортивного мероприятия гостиничные номера в таком количестве будут не востребованы". Помочь решить проблему в этом случае могут речные суда. Плавучие гостиницы мобильны, их постройка менее затратна. В дальнейшем их можно перевозить из города в город в соответствии с графиком событийного туризма. Для размещения гостей чемпионата по футболу можно использовать и круизные теплоходы, у региона они уже есть. Из Городца привезут плавучую гостиницу "Берегиню". Дебаркадеры пришвартуют у Речного вокзала и в Подновье - там тоже будут каюты для гостей города.