Игорь Константинович, насколько эффективен форум "Великие реки"? Что из продекларированного на нем ранее воплощено в жизнь?
Игорь Кузьмичев: На форуме "Великие реки" с момента его создания озвучиваются важнейшие вопросы судоходства, содержания внутренних водных путей, экологии и безопасности. Большинство представленных там проектов уже внедрены либо близки к этой стадии. Например, проект низконапорной плотины, который разрабатывался учеными ВГАВТ, в частности, профессором Ростиславом Фроловым. Или же озвученная в рамках форума возможность создания скоростных катамаранных судов - сейчас проект рассматривается Минпромторгом России на предмет его включения в ФЦП "Развитие гражданской морской техники". Многие из реализованных мер по обеспечению экологической безопасности также были впервые озвучены на "Великих реках" - например, проекты по очистке сточных, балластных, нефтесодержащих вод. Многие проекты были разработаны нашей академией совместно с другими вузами. В этом смысле форум всегда имеет мощное научное наполнение и практическую поддержку отраслевых организаций.
Как вы считаете, почему речной пассажирский транспорт, в том числе скоростной, за последние четверть века сдал свои позиции?
Игорь Кузьмичев: Не могу согласиться с этим высказыванием. Речной пассажирский транспорт сменил свое назначение. Суда стали предоставлять рекреационные услуги, работать в сфере туризма. В свою очередь, в регионах, где водный транспорт является безальтернативным, он не потерял, а даже повысил свою актуальность. И в этом году в рамках форума будут освещаться вопросы скоростного судостроения. Ученые ВГАВТ помогают найти оптимальные условия применения этих судов, выбрать для них маршруты, просчитать эффективность в зависимости от условий эксплуатации и пассажиропотока. Отдельно стоит отметить, что на базе академии при поддержке правительства Нижегородской области была создана ассоциация "Инновационный центр судов скоростного флота". Мы работаем над продвижением скоростного флота. Проблема в том, что есть новые суда, новые прототипы, но пока для них нет современных правил постройки и эксплуатации. И эти вопросы мы стараемся решать. В свете того, что загрузка автомобильных дорог растет, пассажиропоток растет и меняется, речной транспорт снова набирает обороты.
Не связано ли вытеснение речных трамвайчиков и судов на подводных крыльях "сухопутным транспортом" с ростом цен на ГСМ?
Игорь Кузьмичев: Наши ученые принимают непосредственное участие в экономическом обосновании эффективности перевозок на тех или иных типах скоростных судов, работая еще на уровне проектирования. Мы готовы дать предварительную оценку конструкторскому бюро, что при заявленной проектной мощности судно будет малоэффективно в сравнении с наземным транспортом. Или же когда есть определенный пассажиропоток, востребованность в перевозках, и вопрос стоит в обосновании тарифа. Мы стараемся решать эти вопросы так, чтобы перевозки судами были конкурентоспособны по сравнению с теми же рейсовыми автобусами. Вытеснение скоростных судов сухопутным транспортом связано еще с разными капиталовложениями на начальном этапе. Сравните современное скоростное судно с ПАЗиком - что дешевле? Банки не заинтересованы давать длительные кредиты. Поэтому нужна серьезная государственная поддержка кредитования при постройке новых судов.
Каким вы видите путь возрождения и развития речных перевозок в Нижегородской области?
Игорь Кузьмичев: Прежде всего, туризм. Наш регион богат на достопримечательности, расположенные по берегам рек. Наличие скоростных судов, которые доставляли бы туристов к этим достопримечательностям - важнейший шаг в развитии перевозок. Министерство поддержки предпринимательства региона уже занимается этим вопросом. А дальше - чемпионат мира по футболу 2018 года, есть план обеспечить несколько внутригородских маршрутов скоростными судами.
На ваш взгляд, как наиболее безопасно с точки зрения экологии и наиболее эффективно с точки зрения обеспечения судоходства решить вопрос с участком от Городца до Нижнего Новгорода?
Игорь Кузьмичев: Строительство низконапорной плотины позволит избежать экологической катастрофы и сохранить Волгу судоходной. Однако пока нет определенности в этом вопросе. Есть мнение, что строительство плотины нужно совместить с мостовым переходом и даже предлагается изыскать для этой части работ финансирование, но мы против этого, так как это затруднит плановый ремонт и эксплуатацию гидросооружения. Мостовой переход должен быть построен отдельно, где-то рядом. Думаю, что оптимальное решение будет найдено.