Новости

13.05.2014 00:45
Рубрика: Экономика

Хламу в небе не место

На этой неделе Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в Воздушный кодекс, которые ограничивают сроки эксплуатации гражданских воздушных судов, используемых для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты сроком не более 20 лет с момента их выпуска.

По словам первого зампреда Комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, за последние годы в России наметилась тенденция к потере отечественной гражданской авиацией и авиапромышленностью передовых позиций. Снижается доля авиаперевозок на отечественных самолетах, происходит деформация рынка авиауслуг.

Средний возраст гражданских самолетов достиг 21 год. При этом в крупнейших иностранных авиакомпаниях наблюдается совершенно другая тенденция. Средний возраст парка большинства крупнейших мировых авиакомпаний составляет 6-17 лет, а в некоторых случаях и ниже.

Более 40 стран ввели ограничения на ввоз и эксплуатацию самолетов, исходя из их календарного срока службы. Так, в Китае срок службы пассажирских самолетов не должен превышать 10 лет. В Бразилии существует ограничение на эксплуатацию судов старше 10-15 лет в зависимости от назначения. Эффект подобных мер не заставляет себя ждать. В Индии за последние 20 лет произошло кардинальное омоложение действующего парка воздушных судов, и сейчас он один из самых молодых в мире.

Таким образом, несмотря на многочисленные заявления о безопасности старых самолетов, ведущие глобальные перевозчики не считают допустимым такое старение парка, как в России. Неудивительно, что Россия имеет один из худших в мире рейтингов по безопасности полетов. Общий уровень происшествий почти в три раза выше среднего в мире. Одной из причин этого является то, что при старении отечественного авиапарка рынок заполняется самолетами иностранного производства, причем для экономии российские авиакомпании зачастую закупают или берут в лизинг самолеты "в возрасте".

Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько подчеркивает важность обновления авиапарка. В 2013 году гражданская авиация пополнилась 688 воздушными судами. Основная группа, куда входят магистральные, региональные самолеты и вертолеты, пополнилась 309 воздушными судами. Из них только 10 самолетов российского производства.

Очевидно, что реализация законопроекта потребует соответствующего обновления парка воздушных судов отечественных авиакомпаний. Учитывая, что на это потребуется значительное время, согласно законопроекту, предлагаемые изменения вступают в силу с 2017 года.

Экономика Транспорт Авиатранспорт