Рост российского турпотока в 2013 году составил 125%, а за последние десять лет - с 1993 года по 2013 год - 70%. По данным Банка Греции, россияне потратили в 2013 году в стране 1,3 млрд евро. Это на 42% больше, чем в 2012 году. Цифры впечатляют, но грекам хочется большего. "Мы ожидаем, что в 2014 году страну посетят еще больше российских туристов, чем в прошлом, - заявил Христос Палис, президент национальной организации Греции по туризму. - Согласно данным Росстата, Греция впервые стала третьей по популярности страной пляжного отдыха среди российских туристов. Мы завоевываем все новые высоты. Нам удалось показать на международном уровне, что Греция - страна высоких услуг. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и хотим показать новое лицо греческого туризма. Так, значительно упростилась процедура получения визы: многие туристы получают многократную греческую шенгенскую визу всего через 48 часов после подачи документов".
Увеличить число отдыхающих на берегах Эллады россиян греки планируют с помощью упрощенных процедур выдачи долгосрочных шенгенских мультивиз. Россияне, получившие в последние несколько месяцев право на въезд в любую из стран Шенгенской зоны, смогут получить мультивизу сроком не менее года, а на въезд в Грецию - сроком не менее трех лет в течение двух суток после подачи документов. Об этом заявил Александрос Ангелопулос, член совета директоров Греческой отельной палаты: "Мы старались упростить процедуру выдачи виз. Уже в 2014 году туристы увидят первые результаты. Мы будем выдавать больше виз". Он также сообщил, что продолжительность визы может достигнуть пяти лет.
Ранее об увеличении сроков выдаваемых виз и расширении сети визовых центров греческая сторона заявляла на встрече представителей МИД Греции, Греческой национальной туристической организации и Союза греческих туристических организаций с российскими туроператорами. Сегодня в России работают 4 греческих консульства и 18 визовых центров. Не секрет, что выдача шенгенских виз - главное конкурентное преимущество Греции по сравнению с Турцией и Египтом - основными соперниками Эллады. При этом среди конкурентов Александрос Ангелопулос также называет Болгарию, Италию и Испанию, которые прилагают массу усилий для развития своего туристического потенциала.
Греция, в свою очередь, также активно инвестирует в туризм и не менее активно сотрудничает с российскими туроператорами, разрабатывая новые турпродукты. "Мы делаем все, чтобы российским туристам было интересно у нас, развиваем культурный, паломнический, круизный и конгресс-туризм", - отметил Палис. Будут ли они пользоваться популярностью, покажет время. Пока же отечественный путешественник больше тяготеет к островному туризму. "Россияне очень любят острова Родос, Крит, Корфу", - отметил президент ассоциации отелей Греции Йоргос Цакидис. В частности, только на острове Родос количество отдыхающих россиян выросло в 2013 году на 17%, а на острове Кос - на 55%, сообщила Литса Фтаклаки, вице-губернатор региона островов Южного Додеканеса. Сейчас основная задача греческой принимающей стороны - привлечь туристов на материковую часть Эллады. "При этом мы осознаем все сложности, которые сегодня есть на туристическом рынке, включая политические риски, - сказал Александрос Ангелопулос. - События в России и на Украине влияют на туризм, так же как и валютные риски".
Падение рубля уже отразилось на рынке раннего бронирования. В частности, в течение последних шести недель идет на спад летнее бронирование туров, заявила Татьяна Зотова, коммерческий директор турфирмы "Лабиринт". По ее словам, виновата в этом политическая ситуация. "Задержки в бронировании происходят из-за падения курса рубля и патриотического настроя. Люди ждут, что рубль поднимется, - уверена Фотула Сапунаки, президент группы компаний Le Grand. - В январе рост бронирования составил 18%, а уже в феврале упал на 58%, в марте снизился на 30%". Пока общее снижение по русскоязычному рынку в целом (РФ, Украина, Казахстан, Белоруссия) составило 30%, правда, основная доля этого падения (70%) пришлась на туристов с Украины.