13.05.2014 23:50
    Поделиться

    Минкавказу предстоит изменить рынок труда и разобраться с землей

    Кавказ - регион особенный, но не настолько, чтобы его проблемы были нерешаемы, уверены эксперты "Российской газеты". С созданием регионального министерства государственная политика на Северном Кавказе может стать более четкой и эффективной.

    Министерству по развитию Северного Кавказа предстоит в первую очередь решить одну фундаментальную задачу: обеспечить людей работой, считает академик Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. "Справимся с этим - значит, разрешим проблему Кавказа, - сказал он в разговоре с корреспондентом "Российской газеты". - Иначе все усилия останутся тщетными".

    Рецепт, по мнению Виктора Ивантера, простой - нужны инвестиции. В основном частные, но тон должно задавать государство своими вложениями, а главное - гарантиями, что частные деньги не пропадут.

    "Сейчас я еду по Грозному, - сообщил академик. - Он производит ошеломляющее впечатление! Город с иголочки. Не думаю, конечно, что такого можно добиться на Северном Кавказе везде, но главное - это работать. Правда, работа эта муторная. Нужно считать и анализировать. Четко представлять, какой эффект даст тот или иной шаг".

    Новому министерству предстоит определиться, сколько же действительно нужно федеральных денег Северному Кавказу, считает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников.

    За последние четыре года - время существования Северо-Кавказского федерального округа - сделано немало. В результате, например, подросли среднедушевые доходы (хотя в целом по региону они, по данным Росстата, остаются самыми низкими в России). Вместе с тем на треть выросла задолженность по всем налогам. Одновременно налицо увеличение дотаций из российского бюджета примерно на ту же величину. Поэтому, считает Никита Масленников, недостаточно только наращивать финансовые вложения в Северный Кавказ, нужно менять там институциональную среду.

    На Кавказе, продолжает эксперт, сложилась конкуренция юрисдикций. Там сосуществуют, и не всегда гармонично, местные традиции и законодательство. Элементы первых стали активно восстанавливаться после распада СССР, и 90-е годы прошлого столетия стали периодом торжества неформальных отношений. И сейчас они продолжают играть огромную роль во всех сферах жизни. Чтобы все-таки традиции не подменяли закон, нужно дать гарантии прав частной собственности, уверен Никита Масленников. А для этого прежде всего необходима реформа земельных отношений.

    Здесь существует давно забытая на остальных территориях России проблема аграрной перенаселенности. А связана она, поясняет эксперт, прежде всего с запутанностью земельных отношений, которая своими корнями уходит этак на три столетия назад. А в XX веке она была основательно запущена.

    "В итоге земля есть, - констатитирует Масленников, - но на значительной ее части работать нельзя: она либо спорная, либо фактически выведена из сельхозоборота. Оформление прав частной собственности на землю тормозится, до сих пор даже далеко не везде выделены паи бывших колхозных предприятий. Вместе с тем под видом долгосрочной аренды идет подспудная концентрация земли. Нужно однозначно определить, кому принадлежат пастбища и пашни, запустить легальный земельный оборот. Когда-то в Российской империи генеральное межевание заняло почти целый век, и теперь на Кавказе такая же реформа может занять не одно десятилетие, но уже сейчас надо принимать политическое решение по этому поводу. Даже несмотря на риски серьезного социального недовольства".

    Сейчас же все эти проблемы гонят жителей аулов в соседние города или в другие регионы, где они попадают в еще более незавидное положение и часто не могут адаптироваться или элементарно не находят работы. Особенно это касается людей из горных, труднодоступных селений, которые стремительно пустеют. А это уже разрушение традиционной культуры, говорит Масленников. Кроме этого, с точки зрения агробизнеса Северный Кавказ - один из самых привлекательных регионов, поэтому нужно не выталкивать, а "привязывать" сельских жителей к своей земле.

    Большой проблемой Кавказа остается и слабо работающая система социальных лифтов. Родственные, клановые отношения могут иметь решающее значение при устройстве не только в банк или на госслужбу, но даже в школу или больницу. И человек с хорошим образованием и квалификацией зачастую оказывается в этой системе лишним. В период полпредства Александра Хлопонина власти вместе с экспертами пришли к мысли, что только создание передовых предприятий может дать альтернативу клановому социальному лифту, говорит Никита Масленников. В инновационный бизнес ведь не возьмут по звонку, нужны опыт и профессиональные качества.

    Начнет меняться рынок труда - изменится атмосфера в кавказских обществах, уверен эксперт "РГ". Потому что ничто так не давит на человека, как отсутствие всякой надежды изменить свое положение, жизнь своей семьи к лучшему.

    Поделиться